Часть полного текста документа:Реферат Духовные искания русских писателей, полемика по вопросу об искусстве и российской действительности. Русский народ как идеал Л. Толстого (по "Исповеди", художественным произведениям и публицистике). План: Вступление 3 Путь к осознанию идеала и смысла жизни (по "Исповеди") 3 Народ в романе "Война и мир" 7 Народные массы 7 Образ народного полководца Кутузова 9 Тихон Щербатый и Платон Каратаев 11 Другие личности 12 Заключение 13 Перечень использованной литературы 14 Вступление Поиски человеческого идеала лежат в основе как изобразительных искусств, так и литературы. Особенностью русской литературы всегда являлась мысль о том, что поэту, писателю недостаточно быть великим художником слова. Эта мысль иногда отливалась в форму требования гражданского, даже политического подвига. Например, у Некрасова: "Иди к униженным, иди к обиженным - и будь им друг!". Иногда художественную деятельность совмещали или пытались совместить с проповедничеством православия (Гоголь, Достоевский). Л. Толстой искал высший синтез религиозно-этического и художественного служения. На первых же страницах великой русской литературы пламенеют строфы пушкинского "Пророка": "Исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей". Здесь изображен не только идеальный образ поэта. Но именно идеальный образ пророка. Того, кто возвещает о виденном не только произведениями искусства, но и всею своею жизнью, превратившейся в житие. Это - тот идеальный образ, который маячил, как неотразимо влекущая цель, перед всеми великими русскими поэтами и писателями. Путь, приведший одного из самых великих и почитаемых во всем мире писателей - Л. Н. Толстого, к его идеалу, описан самим Толстым в его произведении "Исповедь" (1880-82). Путь к осознанию идеала и смысла жизни (по "Исповеди") Л. Н. Толстой родился в 1828 году в помещичьей усадьбе, имел дворянский титул графа и принадлежал к высшему светскому обществу. Большую часть своей жизни провел в собственном имении Ясная поляна. Учился в Казанском университете. Служил на военной службе, где и начал заниматься писательством. Литературный гений его был столь очевиден, что первая же повесть "Детство" (1852, Толстому было 24 года) сразу поставила его в ряд крупнейший русских писателей. Но в первых произведениях мы ощущаем взгляды раннего Толстого, не обретшего еще свой идеал и смысл жизни. Сам он в "Исповеди" пишет об этом так. "В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал. Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. И я достигал этого: меня хвалили". По мере углубления жизненного опыта, совершается переворот и в его представлении о жизненных целях. ............ |