Часть полного текста документа:Русский народ: этнопсихология и этнократия О.А.Мельников В пестроте нынешней российской жизни, в этнокультурной и политической "войне смыслов" мелькают термины: "национальный менталитет", "этнические русские", "русскоязычные" и, наконец, такой шедевр как "многонациональный народ Российской Федерации" (Конституция РФ), а также "демократия", "народовластие", "этнократия"... Смысловая многозначность русского слова "народ" складывалась веками: "дворяне и народ", "интеллигенция и народ", "враги народа", "из народа", "народонаселение" и т.п. В XVIII-XIX вв. Прижилось латинского происхождения слово "нация" и греческое слово "этнос", более чётко обозначающее генетическое понятие слова "народ". Слово "нация" быстро приобрело государственный оттенок ("национальное государство"), а слово "этнос" стало более "генетическим". Столь модное сейчас слово "демократия" переводится обычно как "народовластие", что незаметно искажает смысл в переводе. "Демос" - скорее "свободное население", граждане полиса, без учёта их происхождения; это слово имеет более юридический и политический оттенок. Маленькие полисы Древней Греции были моноэтничны: и демократии, и аристократии - царства, и тирании - диктатуры. Выросшие из их италийских аналогов Римские Республика и Империя были уже полиэтничными, но на красном знамени Рима гордо блистали буквы: S.P.Q.R. - Senatus Populis Que Romanus - римский сенат и народ. Экспансия греков и римлян была военной, языково-культурной, юридической, но не этнической. Этнопсихологически население огромной империи не ощущало себя единым народом: оно осознавало себя гражданами Великого Рима. Это - одна из причин его гибели. Понятие "этнократия" - значительно моложе. Это тоже народовластие, только предполагается, что, при любом политическом устройстве, все ступени властной иерархии занимаются исключительно представителями правящего, титульного, государствообразующего этноса. Этнократия, существующая реально как политическое явление, не обязательно формализуется законодательно, как в современных Эстонии и Латвии. Весьма влиятельные ныне европейские демократии выросли из этнократий - национально-титульных абсолютных монархий XVI-XVIII веков. Пока этнопсихологический яд гуманизма, при соблюдении формального расово-этнического равенства, ещё не успел этногенетически погубить их; пока ещё немыслимо избрание, например, не-этнического француза на пост Президента. Однако, при сохранении тенденции к изменению этнического состава населения этих демократий за счёт более быстрого размножения иммигрантов начнёт формироваться, например, государство франкоговорящих негро-арабов. Демократия, как государственное устройство полиэтнического формализованного социума делает возможным не только освоение языка и культуры ранее доминировавшего этноса, но и проникновение этногенетически и этнопсихологически чуждых ему представителей национальных и расовых меньшинств на всё более высокие уровни властной вертикали. По прогнозам демографов, через 50 лет англоговорящие негры составят большинство населения США. Оставаясь в рамках объективности, или, хотя бы здравого смысла, даже крайний гуманист вряд ли дерзнёт утверждать, что англоязычный негр сможет ощущать и осознавать себя этнической частью янки - потомков белых англоязычных переселенцев. ............ |