Часть полного текста документа:Русский музей- культурный центр XIX века Дворцы, как и люди, имеют дни рождения. 17 апреля 1819 года считается днем рождения Михайловского дворца. Исторический день. Представители русской элиты закладывали камни в фундамент нового дворца. Гениальный автор проекта дворца, определенного Александром I для своего младшего брата великого князя Михаила Павловича, был Карл Росси. Ускорившиеся процессы развития российской государственности и культуры в XIX веке привели в России к пробуждению национального самосознания. Нация жаждала приобщения к трудному делу самопознания, реализуемого духовной элитой государства. В XIX веке это явление приобретало массовый характер. Медленно и постепенно в обществе созревала мысль о необходимости создания государственного музея национального искусства. Зал русской живописи открыли в Эрмитаже в самом начале XIX века. На протяжении бурного века он пополнялся первоклассными произведениями. Но и к 90-м годам XIX века весьма неполным оставалось Эрмитажное собрание. Понятно почему. Один зал не давал достаточного представления об истории и о современном этапе развития отечественного изобразительного искусства. Об их взаимосвязанности. Поэтому 13 (25) апреля 1895 года был издан Именной высочайший указ "Об учреждении особого установления под названием "Русский музей императора Александра III"". Сказано в указе "о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом". Так в конце века истинная драгоценность русской архитектуры стала домом для не менее дорогостоящих произведений отечественного изобразительного искусства. Первоначальное положение о Русском музее предусматривало наличие в нем трех отделов! Первый посвящался памяти Александра III. Второй назывался "этнографическим и художественно-промышленным". Художественный отдел должен "обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников". Свои двери музей распахнул 7 (19) марта 1898 года и стал первым в России государственным музеем русского искусства. К моменту открытия его собрание включало 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства древней Руси). Сейчас коллекции музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ век. Ежегодно в стенах музея проходит около 30 временных выставок, ко многим из них издаются каталоги, альбомы, буклеты. Ныне музей размещается в четырех зданиях, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга. Это - Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и главное здание музея - Михайловский дворец с корпусом Бенуа. Говоря о, наверное, любом музее нельзя не упомянуть о его экспозициях и коллекциях, так как именно они в конечном итоге, а не история и события, происходящие с тем или иным музеем, определяют культурное наследие и культурную ценность предаваемую и раскрываемую для нас. Государственный Русский Музей стал "культурной Меккой" для жителей Европы XIX века и пронес это гордое звание до наших дней. Об этом лучше любых слов "говорят" его коллекции. Древнерусская живопись Среди коллекций русской иконописи Государственному Русскому музею наряду с Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве принадлежит одно из главных мест. ............ |