Федеральное агентство по образованию
Волжский Гуманитарный Институт
(филиал)
государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Волгоградский Государственный Университет»
Экономический факультет
Кафедра «философии»
Курсовая работа:
«Русские революционеры демократы о человеке»
Выполнила:
студентка гр.
Проверила:
Г.Волжский 2007
Содержание
Введение
1. Н.Г.Чернышевский о человеке
2. Антропологическое учение Н.А.Добролюбова
3. Единство во взглядах двух революционеров – демократов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Большое значение в развитие философской мысли имеют научные труды русских революционеров – демократов, среди которых особенно хочется отметить Н.Г. Чернышевского и Н.А.Добролюбова, их антропологическое учение. Общая направленность философии к человеку наиболее всесторонне концептуализировалась именно в антропологическом принципе Н.Г.Чернышевского. Именно Добролюбов и Чернышевский, объясняя причину появления человека эволюционными процессами, которые коснулись всех сфер природного бытия, формулируют задачу для ученых: понять суть и структуру всего мира, причины его происхождения и развития. Только так, утверждал Николай Гаврилович, можно определить роль и место человека, его предназначение в реальной действительности. Он считал основной ошибкой большинства его предшественников и современников, занимавшихся и занимающихся исследованием проблем, неправильный подход, заключающийся в дроблении человека на различные натуры: физическую, психическую и духовную. Только антропологический принцип может дать целостный анализ начал человека, суть которого состоит в том, что на человека «надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру»[1]. Тем самым, теологическому дроблению человека на тело, душу и дух, Чернышевский противопоставляет естественное единство всех природных процессов.
Всем представителям философского антропологизма свойственна убежденность в том, что человек включен в естественный, природный процесс развития и является как более совершенное существо, наделенное разумом, его результатом. Они могут расходиться во мнениях только по поводу того, как происходит это прогрессивное развитие, а именно: в борьбе и противоречиях или благодаря случайным изменениям и благоприятным условиям. Но центральное и существенное положение их антропологизма – утверждение единства природного и духовного начал человека – остается у всех. Все разделяют и положение о том, что человека и природу можно понять и объяснить, исходя из единства их природности. Они признают, что мышление, разум выделяют человека из природы, но его специфика имеет также природное происхождение и естественное, физиологическое объяснение.
Русские революционные демократы отправным моментом развития отношения между человеком и природой считали способность интеллектуального развития человека и присущую ему социальность, которая развивается из естественной необходимости совместного проживания и деятельности. Главным утверждением революционных демократов 30–60-х годов XIX века является то, что законы человеческого общества нельзя выводить из зоологических законов выживания. Человек сам творит историю, он способен познавать и регулировать свои отношения с природой.
Актуальность данного исследования, на мой взгляд, неоспорима. ............