Реферат
"Русская культура в X-XVII веках"
Духовная культура
До принятия крещения при князе Владимире восточнославянские племена были язычниками. Однако о самой языческой вере известно довольно немного, поскольку христианские миссионеры уничтожали все следы традиционных верований.
Высшими славянскими богами были Перун и Белее, которые воплощали военную и хозяйственно-природную функции. Однажды Белес в образе змея похитил скот и людей и, спасаясь от Перуна-громовержца, живущего на небе, прятался то под деревом, то под камнем, превращался в человека, коня и корову. Перун расколол молниями дерево, камень и в конце концов победил Белеса. В знак победы на землю пролился дождь, который принес плодородие. Некоторые ученые предполагают, что Белее в древнейшие времена был богом охотников и почитался в образе медведя - хозяина леса. С переходом к земледелию и скотоводству он стал покровителем домашних животных. Перун же был богом войны и дружины, который оттеснил Белеса во время разложения общины и выделения военных князей. Если идол Перуна всегда ставили на холмах, то святилище Белеса располагалось в низине.
Также высшими божествами считались Сварог, Стрибог, Дажбог и Ярило. Сварог почитался восточными славянами как бог огня, атрибутами которого были конь, копья и огромный вепрь, выходящий из моря (образ встающего Солнца). Стрибога почитали как покровителя ветра. Дажбог упоминается только вместе либо со Сварогом, либо со Стрибогом, и его функция неизвестна. По-видимому, Дажоог был связан с богатством, золотом и серебром. Ярило Почитался как бог весеннего плодородия и зерна, умирающий в земле, чтобы возродиться колосом.
Хотя официальной датой крещения считается 988 год, принятие христианства затянулось на столетия, и в народе очень долго существовали остатки языческих верований. Само крещение киевлян и утверждение новой религии в столице Древнерусского государства произошло 1 августа 990 года. Перед этим князь Владимир объявил населению города: "Завтра всяк пойдет на реку Почайну креститься, а ежели кто из некрещеных завтра на реку не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот будет противником моего повеления". Спустя месяц насильно был крещен Новгород. В город прибыло войско во главе с дядей Владимира новгородским посадником Добрыней и его помощником Путятой. Однако новгородцы заранее узнали о приближении его дружины, разрушили мост через Волхов и затворились в крепости. Воинам Добрыни пришлось штурмом брать Новгород, сжечь языческое капище и силой затаскивать горожан в воды Волхова, где их принудили принять крещение. Как было написано позднее: "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем". Жители Ростова сначала приняли крещение, но затем выгнали одного за другим трех епископов. Только четвертый епископ Исайя при помощи военной силы смог разрушить языческое капище в Ростове и заставить горожан принять христианство. В 992 году был крещен Полоцк, несколько лет спустя - Туров. Смоленская земля принимала христианство довольно долго, и епископство в Смоленске было утверждено только в 1137 году. Не сохранилось никаких сведений об обращении в новую веру населения Рязанской и Муромской земли. По-видимому, христианизация этих областей началась не ранее XII века.
Восточные славяне весьма болезненно отреагировали на требование отказаться от веры предков. ............