Часть полного текста документа:Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону - административный центр Ростовской области Российской Федерации, столица южного федерального округа, крупный промышленный, культурный и научный центр. Узел железных (на Воронеж, Волгоград, Батайск и далее на Кавказ) и автомобильных (на Москву, Махачкалу, Новороссийск) дорог, морской и речной порт, аэропорт. Расположен на правом берегу р. Дон, в 46км от ее впадения в Азовское море, в 1226км к юго-юго-востоку от Москвы. Население 1013,0 тыс. чел. в 1.1.1996г.). Административно разделен на 8 районов. На месте будущего города, готовясь к Азовским походам (1695 - 1696гг.), останавливался Петр I. В 1749 - 1750гг. на Дону, выше места впадения в него р. Темерник, у урочища Богатый колодезь, по указу императрицы Елизаветы Петровны были основаны Темерницкая пограничная таможня и порт. В 1761 г. началось строительство Димитровской крепости, названной именем св. Димитрия, митрополита Ростовского. К концу XVI II в., с присоединением к России Причерноморья, крепость потеряла свое стратегическое значение. Образовавшееся из крепостных предместий-форштадтов поселение в 1796г. было преобразовано в город. В 1806г. было официально утверждено его название Ростов-на-Дону. Позднее (уже в XX в.) в черту города вошел г. Нахичевань-на-Дону, основанный в 1779г. переселенными сюда по указу Екатерины II крымскими армянами. В 1797г. Ростов-на-Дону стал уездным городом Новороссийской, в 1802 г. - Екатеринославской губерний, в 1887 г. в состав Области войска Донского (с 1888г.- окружной центр). Выгодное географическое положение Ростова-на-Дону - близость моря, водные и сухопутные пути, связывавшие город с внутренними промышленными и сельскохозяйственными районами ? способствовало его бурному развитию в XIX в. В 1846г. в городе был построен крупный чугунолитейный завод (ныне судостроительно-судоремонтный завод "Красный Дон"), в 1853г. открылась табачная, а в 1870г. - бумажная фабрики. В 1859г. начал действовать машино-строительный завод, изготовлявший паровые шхуны и котлы, насосы. В 1870г. Ростов-на-Дону был соединен железной дорогой с Харьковом, в 1871 г.- с Воронежем, в 1875г. - с Владикавказом. В начале 1890-х гг. были построены механический, радиаторный, маслобойный и др. заводы, а также многочисленные мельницы. В 1896г. в городе была сооружена электростанция, в 1898 г. - завод сельскохозяйственных машин (ныне культиваторный завод "Красный Аксай"). К началу XX в. в Ростове-на-Дону насчитывалось около 140 промышленных пред-приятий. Ростовский порт по объему грузооборота занимал одно из первых мест на юге страны. В ноябре 1902 г. в Ростове-на-Дону произошла забастовка рабочих промышленных предприятий ("Ростовская стачка"); советская власть в городе была установлена 26 октября (8 ноября) 1917г. В годы Гражданской войны власть в Ростове-на-Дону неоднократно менялась. В декабре 1917г. город захватили войска генерала А.М.Каледина. С марта по май 1918г. Ростов-на-Дону был центром Донской советской республики. В начале мая 1918г. в город вступили немецкие оккупационные войска, затем - войска генерала А.И.Деникина. Окончательно Ростов-на-Дону был освобожден 10 января 1920 г. частями 1-й Конной армии. В 1920 - 1930-е"гг. в Ростове-на-Дону реконструируются и расширяются старые промышленные предприятия, создаются новые - химический завод (1924 - 1925гг.), завод "Ростсельмаш" (1926 - 1931 г.) и др. ............ |