Часть полного текста документа: Россия вначале ХХ века В начале ХХ в. в России наряду с социал-демократией в активную поли-тическую деятельность вступила и другая сила - социалисты-революционеры(эсеры), которые являлись главной партией крестьянской демократии. Она кон-струировалась в конце 1901 - начале 1902 г. в результате слияния несколькихнеонароднических организаций. Становление партии социалистов-революционеров было длительным исложным процессом. Эти партии, союзы, лиги были носителями разных тенденцийв народничестве. Одни из них оставались верны народовольческим традициямтеррора. Другие возлагали надежды на создание массовой партии"революционного социализма" и смотрели на террор как лишь на дополнительноесредство борьбы с самодержавием, а некоторые даже готовы были от него отка-заться. Но вне зависимости от тактических взглядов их всех объединялостремление к обновлению народнической идеологии в условиях новой историче-ской ситуации, когда капиталистические отношения утвердились в России. Большое значение для объединения неонароднических сил и распростра-нения их влияния на массы имели газета "Революционная Россия" и журнал"Вестник русской революции". С января 1902 года с момента публикации в"Революционной России" извещения о создании партии социали-стов-революционеров газета стала ее официальным органом. Газета была расчи-тана на пропаганду эсеровских взглядов как в среде членов партии, так и вшироких массах. Теоретическим органом эсеров являлся "Вестник русской рево-люции". Проект программы эсеров был опубликован в газете "РеволюционнаяРоссия" в 1904 году (N 46). Его ведущим автором был В.М.Чернов (1873-1952),выдвинувшийся в конце ХIХ века в качестве наиболее крупного теоретика не-онародничества. На рубеже ХIХ - начала ХХ века эсеры не могли отрицать самого фактапобеды капитализма в России. Но распространение капитализма в стране объяс-нялось ими во многом его искусственным насаждением правительством. В началеХХ-го века у эсеров еще теплилась надежда на устойчивость мелкого крестьян-ского хозяйства, которое, как они полагали, не втянется в орбиту капитали-стических отношений и сможет стать основой для эволюции к социализму. Нежелая признавать усиливающийся процесс имущественного расслоения крестьян-ства, эсеры объясняли это больше влиянием царской политики, нежели резуль-татом естественной эволюции капитализирующейся деревни. Большинство кре-стьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство и не применяющих наемный труд,они зачислили в категорию так называемого "трудового крестьянства". В программе эсеров формулировались задачи как социалистического, таки демократического этапов революции. К первым относилось главное требование- экспроприация капиталистической собственности и организация производстваи всей общественной жизни страны на социалистических началах. А это предпо-лагает "полную победу рабочего класса, организованного в социаль-но-революционную партию, и в случае надобности установления его временнойреволюционной диктатуры". Следует отметить широкую программу демократиче-ских преобразований, выдвигаемых эсерами. К ним относились свобода совести,слова, печати, собраний и союзов, свобода передвижений, неприкосновенностьличности и жилища. ............ |