ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3 Глава I. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе…… 6 2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения……………………………………………………………….. 10 3. Развивающая среда в ДОУ…………………………………….…. 18 4. Соответствие развивающей среды возрасту детей……………… 20 5. Требования к формированию и использованию развивающей среды…… 23 Глава II. ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1. Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ 26 2. Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности… 32 3. Развивающая среда и художественное творчество дошкольников………. 34 4. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества… 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат. Поэлементный образец является для ребенка зрительным, слуховым или речевым контрольным эталоном его успеха.
Изучив большое количество литературы, узнала, что много внимания уделяется оборудованию игровых и классных комнат для детей дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений ДОУ. ............