Часть полного текста документа:Роль и место гражданского общества в Союзном строительстве Ю.А. Тома Анализируя теорию и практику союзного строительства, нельзя не заметить сильный перекос в сторону создания надгосударственных механизмов. В основополагающих документах, определяющих строительство Союзного государства, нет положений о формировании гражданского общества. Идея союзного гражданского общества не прорабатывается и на концептуальном уровне. Это приведет к тому, что при формировании облика общественно-государственного устройства Союзного государства, выпадет целый блок механизмов, призванных выполнять следующие важнейшие функции: поддержание баланса частных и национальных интересов, коррекция государственной политики, введение социальных конфликтов в цивилизованные рамки, обновление элит, формирование общественно активных граждан и альтернативных направлений развития, встраивание во власть современно мыслящих компетентных людей из негосударственных организаций и другие. Союзное строительство вышло на тот этап своего развития, когда уместно поставить вопрос о роли гражданского общества в обеспечении суверенитета народов. Союзное государство объединяет многие нации и народы. Если они по примеру Беларуси будут стремиться к защите своего суверенитета через создание собственной государственности, то Россия развалится на множество маленьких государств. Смогут ли они быть суверенными? История показала, что нет. Значит, проблему суверенитета народов целесообразно решать в рамках единого государства. Возможно через распределение функций между уровнями власти, укрепление структур местного самоуправления, усиление роли неправительственных организаций. Без решения этой проблемы вряд ли можно разработать стратегию устойчивого развития Союзного государства. Решая проблему суверенитета, думаю, надо исходить из следующего основополагающего принципа: в условиях глобализации и жесткой межцивилизационной борьбы реальный суверенитет своим народам может дать только сильное единое самодостаточное государство с развитыми механизмами гражданского общества. Этот принцип позволяет разрешить извечную проблему объединения сильной власти и гражданских свобод. Выстраивание механизмов гражданского общества вовсе не означает отрицания единого сильного государства, а наоборот, предполагает сильное государство и процветающее общество. Как наглядно показывает история, абсолютная власть госаппарата, не опирающаяся на институты народной демократии, всякий раз приводила к разложению чиновничества, смуте и революциям, от которых страдало и общество, и государство. Прошедшая дискуссия по политическому устройству высветила еще одну болевую точку в союзном строительстве. Это противоречие между конъюнктурными интересами элит двух государств и необходимостью устойчивой модели Союзного государства. Формировать модель Союзного государства под конъюнктурные интересы элит, это значит строить дом на песке. Впоследствии и дом развалится, и жильцы его пострадают, как это не раз случалось в нашей общей истории. Разрешить это противоречие вполне возможно опираясь, на структуры гражданского общества. Поэтому особо следует подчеркнуть роль институтов гражданского общества в создании механизма формирования элит и изменения баланса сил в сторону той модели объединения, которая обеспечивает устойчивое развитие общества и государства. ............ |