Роль и компетенция государства в управлении военными учреждениями высшего профессионального образования
Конституцией Российской Федерации предполагается активное влияние государства на экономические, социально-культурные и иные общественные процессы, хотя в самом тексте данного документа термин «государственное управление» не употребляется. На практике влияние государства на жизнедеятельность общества, и его роль в названных процессах наглядно возрастает. Оно нашло свое воплощение в интенсивном нормотворчестве, нарастающем государственно-правовом регулировании упомянутых мероприятий. Современная Россия, хотя и не так быстро, как хотелось бы, продвигается вперед по пути к правовому государству. Главным на этом этапе становится утверждение верховенства и приоритета Закона, выражающего суверенную волю народа. Закон (нормативно-правовой акт), как воплощение и гарант интересов, прав и свобод человека гражданина, становится постепенно универсальным регулятором общественных отношений. В этих условиях государственно-правовая организация процесса управления качественно преобразуется.
Государственное регулирование на сегодняшний момент в широком смысле заключается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются преимущественно органы федеральной законодательной и исполнительной власти. Приоритетными правовыми формами государственного регулирования (управления) становятся законы.
В узком смысле государственное регулирование, следовательно, можно понимать как одну из функций государственного управления. Содержание и механизм осуществления этой функции включают в себя:
- нормативное регулирование путем установления общих правил;
-оперативное применение их в соответствии с задачами, которые надлежит решать управлению;
- контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
- государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;
- координацию и общее направление их деятельности;
- содействие ее успешному осуществлению;
- определение приоритетов в структурной (в нашем случае образовательной) политике;
- государственные контракты (договоры);
- регистрацию;
- лицензирование;
- аккредитацию, переаттестацию и так далее, В этих условиях новое качество обретает сам метод государственного воздействия на те или иные группы общественных отношений. Государственное управление из традиционно директивного, командно-бюрократического преобразуется в статусное.
Верховенство закона составляет одну из существенных отличительных черт формирующегося в России правового государства. В этом плане важно подчеркнуть, что взаимосвязь (соединение) государства с законом, правом качественно преобразуется. Данная взаимосвязь все более проявляется не в плане подчинения права государственной власти (что длительное время обосновывалось советской юридической наукой), а напротив – подчинения государственной власти праву, связанности государства, его органов, всех государственных и общественных организаций, должностных лиц установками права (закона).[1]
Статусное воздействие на субъектов образовательной деятельности представляет собой нормоустановительную деятельность государства, которая дополняется соответствующей правоприменительной деятельностью (регулятивной и правоохранительной). ............