Содержание
Введение
1. Образ Я и особая роль близкого сверстника в его становлении в подростковом возрасте
1.1 Подростковый возраст и его психологическое содержание
1.2 Общение со сверстником и его роль в становлении образа Я
1.3 Особенности отношений с близкими и далекими сверстниками в подростковом возрасте
2. Гендерная специфика отношений
2.1 Понятие гендера
2.2 Гендерные различия
2.3 Гендерная специфика дружеских отношений
3. Эмпирическое исследование гендерного аспекта в становлении образа Я подростка
3.1 Гипотеза исследования
3.2 Методы исследования
3.3 Процедура исследования
3.4 Основные параметры анализа
3.5 Результаты исследования
3.5.1 Особенности отношений с родными и неродными близкими сверстниками у девочек
3.5.2 Особенности отношений с родными и неродными близкими сверстниками у мальчиков
3.5.3 Типология выявленных тенденций в отношениях с близким сверстником
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
На сегодняшний день в психологической науке имеется относительно большое количество данных, полученных в ходе различных исследований, посвященных проблемам и особенностям подросткового возраста. Принимая во внимание его сложность, многогранность и исключительную значимость как периода в онтогенетическом развитии человека, психологи и педагоги исследуют проблемы становления самосознания подростка, развитие рефлексии, конфликтной компетентности и т.д. Немалое внимание уделяется проблемам отношений, межличностному общению и становлению образа Я, который, согласно концепции М.И. Лисиной, может рассматриваться только в системе отношений и является продуктом общения. Поиск определений и определенности границ Я происходит через соотнесение Я в собственном восприятии и в восприятии других людей. Подростковый путь к индивидуальности лежит прежде всего через общение с другими, мнения которых являются важнейшим строительным материалом образа Я. Как известно, одной из главных тенденций данного периода является переориентация общения с родителей и учителей на сверстников, общение с которыми в подростковом возрасте выделяется в совершенно особую деятельность, предметом которой является другой человек, познание этого человека, а также познание самого себя в сравнении с ним. Причем, этот другой человек должен быть значимым, т.е. таковым, реакция которого важна для создания и укрепления «Я-концепции».
Поскольку среди значимых других (близких по возрасту) подростки выделяют как друзей, так и родных сверстников, то нас заинтересовали особенности этих отношений в сравнении и возможные различия в путях становления Я-образа в процессе реализации этих отношений. Необходимо отметить, что данное направление не имеет широкой разработки в отечественной психологии, и в этом смысле определенную ценность и интерес может представлять новизна работы.
В прошлом своем исследовании нам удалось обнаружить особенности становления образа Я девочки-подростка в отношениях с близкой подругой и родной сестрой [27]. На основании полученных данных были сделаны выводы о том, что близкое кровное родство в подростковом возрасте еще не гарантия близких взаимоотношений и адекватного пути построения образа Я. ............