Часть полного текста документа:Риторика Реторика, или Риторика (греческое rhetorike?, латинское rhetorica) - выросла на древнегреческой почве в VI-IV вв. до н. э. как теория искусства убеждать словом. "Реторика - творец убеждения" (Горгий Леонтинский и др.). Развитие товарно-денежного хозяйства в условиях антично-рабовладельческой формации привело к возвышению городов-государств (Афины и др.), к открытой и острой борьбе классов и партий. В условиях античного общества почти исключительной формой "убеждения" (агитации) была ораторская речь - необходимое и могущественное орудие политического успеха "Речь ораторская"). Поэтому Р. возникла как теория ораторской речи и тем самым как тактическое руководство в политической борьбе. Это определило содержание и характер Р. Еще сицилийцу Кораксу (VI в.), которого считали - вместе с Эмпедоклом - "изобретателем" Р., приписывалось основное теоретическое положение: "главная цель оратора - не раскрытие истины, но убедительность при помощи вероятного (eikos)". Впоследствии, несмотря на попытку Аристотеля обосновать Р. не как искусство убеждать, а как руководство к отысканию лучших способов аргументации в связи с обстоятельствами и природой данного дела, положение Коракса повторялось неоднократно греческими и римскими риторами: цель Р., по Корнелию Цельсу, - "говорить убедительнее в сомнительных общественных делах. Оратор ищет только подобия истины. Ибо не сознание правоты является наградой, а победа в споре..." Еще Платон осудил Р. как "искусство обмана", "словесную ловкость" "великое делать малым, малое великим, ложное истинным, истинное ложным". Осуждение Р. было осуждением софистической философии. Субъективно-идеалистическое учение софистов с их релятивистски-скептическим отношением к "познанию истины" было философским основанием Р. Из положения Протагора - "вещи являются для каждого лишь тем, что он в них видит, согласно своим свойствам, следовательно человек - мера всех вещей" - вытекало, что хотя все суждения правильны, но не все равноценны, т. е. индивидуум или коллектив познают реальность не в одинаковой степени, а в соответствии с "состоянием организма", которое может измениться под влиянием людей, познающих больше, чем другие; люди эти - софисты и ораторы, влияющие на общество посредством слова. Мера истинности и убедительности слов оратора - дело его "искусства", его "изобретения". Поэтому Р. занята отысканием действенных речевых средств для создания убедительности независимо от объективного содержания. Отсюда чисто практическая задача Р. - вооружить политика средством "пленения" и "укрощения" массы. В соответствии с этим Р. изучает: 1. Изобретение идейного материала речи: а) отыскание выгодной точки зрения и опорного пункта, "статуса для аргументации"; б) нахождение доказательства и аргументации при помощи диалектики, которой древние называли науку вести спор при помощи логич. доводов, достигшее у софистов особой изощренности; в) использование "общих мест" - формально логических "источников" "распространения" аргументации: обобщений и разделений вида и рода, сравнений, контрастов и пр.; г) применение средств эмоционального воздействия в соответствии с тем, какой эффект желателен: энтузиазм или ненависть, страх или надежда и пр.; д) характер нравственного облика оратора, гарантирующий доверие к словам. 2. Распределение материала речи - ораторский порядок, основанный не на логической или исторической последовательности, а на психологической действенности; общая композиционная схема речи: а) вступление (разных видов); б) повествование, имеющее целью выгодный подбор и размещение фактов, в) рассуждение - обоснование своих положений и опровержение противных, г) заключение - подведение итогов, агитационный призыв. ............ |