Риторический вопрос в печатных средствах массовой информации.
Курсовая работа.
План
Введение
Глава 1. История вопроса
Глава 2. Функции риторического вопроса
Глава 3. Конвергенция и контаминация
Заключение
Библиографический список
Введение
На современном этапе развития лингвистики наблюдается повышенный интерес к такой области науки как риторика, (наука об ораторском искусстве; язык рассматривается как способ воздействия на слушателя).
Однако, вплоть до наших дней не существует ясного и однозначного понимания глубокого вопроса: что же именно закономерно связывает желаемый результат речи и ее внешнюю форму? В. Г. Белинский писал:
«…риторика получила свое начало у древних… Ее сделали самым важным и необходимым искусством, ибо она отворяла двери к власти и начальствованию.… Поэтому речи великих ораторов и дошли до открытия фигур и тропов. Оратор сильно поколебал толпу могучим словом, выраженным в фигуре вопрошения, -и вот могучее чувство отброшено в сторону, а фигуру вопрошения приняли к сведению…».
Данная курсовая работа посвящена изучению экспрессивных средств языка, а именно, стилистический эффект основан на вопросе, не требующем ответа или подразумевающим его. Такой стилистический прием в современной лингвистике именуется риторическим вопросом. Интерес к изучению данного приема обусловлен тем, что в настоящий момент риторический вопрос часто используется в средствах массовой информации. Тема настоящей курсовой работы «Риторический вопрос в СМИ ( газетные тексты)»
Безусловно, газетные тексты насыщены разного рода изобразительными средствами, благодаря которым газетная публицистика воздействует на адресатов и формирует общественное мнение. В связи с этим, актуальным на наш взгляд является обращение к изучению стилистических возможностей риторических приемов в газетных текстах.
Объектом исследования является риторический вопрос и его место в лингвистике. Предметом исследования являются принципы построения, структура и функционирование риторического вопроса в газетных текстах.
Актуальность данного исследования определяется недостаточной изученностью, как с точки зрения функционирования, так и с точки зрения структуры. Материалом для исследования послужили тексты современной газетной публицистики («Аргументы и факты», «Телевизор», «Конкурент», « Комок», « Телесемь» и др.)
Научная новизна состоит в том, что в данной работе впервые проводится анализ с точки зрения употребления в манипулятивной функции. Цель исследования - лингво-стилистическое описание риторического вопроса. Поставленная цель обусловлена следующими задачами:
1. дать определение риторическому вопросу.
2. определить систему структур семантических разновидностей.
3. изучение экспрессивных возможностей риторического вопроса.
Общий объем картотеки составил 70 примеров риторического вопроса. В ходе исследования применялись различные лингвистические методы: описательно- аналитический и его основные элементы (наблюдение, произношение, описание, классификация).
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней дается исчерпывающее определение того, что такое риторический вопрос. ............