Рим после царя Ромула.
Древние римляне представляли себе дальнейший рост своего города следующим образом.
Город Ромула включал в себя только два холма: Палатин, где жили исконные римляне, и Капитолий, где поселились сабины. Постепенно от века к веку население увеличивалось и расселялось по близлежащим холмам.
В VII в. до н. э., в царствование третьего царя Тулла Гостилия, римляне едва не вступили в войну со своими сородичами — жителями Альба Лонги. Дело, однако, кончилось миром, и оба народа объединились.
Альбанцы в полном составе переселились в Рим, а в Альба Лонге римляне разрушили все, кроме святилищ. Так как население Рима значительно пополнилось, то пришлось расширить территорию города и поселить албанцев на холме Целий. Сам Тулл Гостилий перебрался на новый холм, подавая пример в освоении «жилищной целины».
Анк Марций, четвертый римский царь, завоевал латинский город Политорий и переселил всех его жителей в Рим, предоставив им холм Авентин. В его же царствование в состав города заблаговременно включили Яникул, холм на противоположном (правом) берегу, пока враги не успели превратить его в свою крепость. Вокруг Яникула возвели стены, а на Тибре построили деревянный мост на сваях — первый мост в истории города; разумеется, от него не сохранилось ничего.
При Анке Марции власть римлян распространилась до берега моря, где они основали город Остию, который потом в течение многих веков служил гаванью Рима.
По свидетельству Тита Ливия, в царствование шестого царя Сервия Туллия, в VI в. до н. э., в Риме было уже 80 000 граждан, способных носить оружие. Городскую территорию снова пришлось расширить и заселить еще три холма — Квиринал, Виминал и Эсквилин; на последнем холме поселился сам царь. По его повелению провели новую границу города (померий), вдоль нее соорудили вал, прорыли ров и построили каменные стены длиной в 7 км. Теперь Рим располагался на семи холмах левого берега Тибра. Позднее всех был освоен правобережный холм Ватикан. Там главным образом выращивали виноград, из которого получалось плохое вино; Марциал, известный поэт I—II вв. н. э., называл его уксусом и отравой («Пей Ватиканское ты, если уксус находишь приятным»).
Так представляли себе древние римляне историю возникновения и роста своего города.
Большинство ученых XIX в. считало, что царский период Рима — это не реальная история, а сплошная выдумка, своего рода «эпос в прозе». Однако первые же серьезные археологические исследования в Риме поколебали это убеждение. Гастон Буассье, один из крупных французских ученых конца XIX — начала XX в., пришел к такому выводу: «Скажут, может быть, что я очень серьезно отношусь к древним воспоминаниям и что слишком много чести для Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского верить их рассказам о древнейшей эпохе; но Ампер заметил уже, что если ученому очень легко в своем кабинете насмехаться над Ромулом и его преемниками и видеть в рассказах о них только басни и объяснять их как мифы, не имеющие никакой реальности, то не имеешь той же уверенности после посещения Рима. Там это прошлое, которое сначала кажется таким отдаленным, таким сомнительным, приближается к нам; его трогаешь, его видишь. Оно оставило после себя такие глубокие и живые следы, что невозможно отказать ему во всякой вере». ............