Революция в ценообразовании не состоялась,
но изменений - хватает!
Как известно, в Республике Беларусь, в отличие от многих стран бывшего СССР, до сих пор вопросам ценообразования уделяется самое пристальное внимание. Несмотря на общие положения законодательных актов о свободном формировании цен, государственное регулирование ценообразования всегда превалировало над волей самого субъекта предпринимательской деятельности.
Так, поныне действует ст. 6 Закона Республики Беларусь "О ценообразовании", принятого еще в 1999 году, в соответствии с которой в Беларуси на товары (работы, услуги) применяются свободные цены (тарифы), за исключением случаев, предусмотренных этим законодательным актом. Данная норма является общим правилом, и, казалось бы, именно она должна устанавливать основной принцип ценообразования в стране.
Несмотря на это, как раз исключение из общего правила и стало нормой в Республике Беларусь. В то же время наличие данного положения все-таки позволяло надеяться на то, что хотя бы общий вектор государственной политики в сфере ценообразования будет направлен в сторону принципа свободных цен.
Однако недавние события, известные, наверное, каждому, кто имеет мало-мальское отношение к коммерческой деятельности в сфере торговли, а именно принятие Министерством экономики Республики Беларусь постановления от 27.08.2008 № 179 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства экономики Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 156" (далее - Постановление № 179), показало обратное. Государственное администрирование в сфере ценообразования не просто усиливается, а приобретает превалирующий характер.
Впрочем, по мнению автора, иного быть не могло. И это вполне объяснимо, ведь так хочется найти простое решение сложных проблем! Использование жестких административных методов регулирования цен при наличии хотя бы и не очень развитой, но все-таки рыночной экономики, довольно спорно, так как требует огромных ресурсов и контроля как за принимаемыми решениями, так и за их исполнением. Наверное, подобные подходы вполне могли бы оправдать себя в условиях командно-административной системы управления, но при столкновении с интересами частного капитала ее использование должно быть минимизировано, только тогда оно будет достаточно эффективным.
Как известно, Постановление № 179 предусмотрело настолько жесткие рамки для субъектов предпринимательства, осуществляющих торговлю импортными товарами, что это вызвало непонимание даже у государственного сектора торговли, не говоря уже о частном бизнесе.
В результате ошибочность положений Постановления № 179 признали даже в Правительстве Беларуси, в связи с чем оно так и не успело вступить в силу. С 14 сентября 2008 г. (даты планируемого введения в действие Постановления № 179) оно было отменено принятым на две недели позже постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов" (далее - Инструкция). Данным нормативным актом было признано утратившим силу и Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (по состоянию на 27.08.2008) (далее - Положение № 43), со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями, которых за прошедшие годы накопилось целых 21 (!).
Таким образом, с 14 сентября 2008 г. ............