Часть полного текста документа:Ресурсное обеспечение. Особенности прогнозирования материально-технического снабжения в переходный период Организационно-экономическая сущность обеспечения материально-техническими ресурсами представляет собой процесс распределения и обращения средств производства в различных формах, соответствующих определенному этапу развития производительных сил, производственных отношений и действующему механизму управления экономикой. Будучи органическим звеном хозяйственного механизма, обеспечение материально-техническими ресурсами оказывает непосредственное воздействие на развитие экономики. Его роль приобретает особую значимость на этапе перехода к рыночным отношениям. В условиях директивного планирования обеспечение средствами производства предприятий и организаций осуществлялось централизованно, путем фондирования. Предприятиям и организациям на основе заявок выделялись фонды необходимых материально-технических ресурсов для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, формировался план материально-технического снабжения (МТС) в составе плана экономического и социального развития страны. Он включал три раздела: материальные балансы, планы распределения и планы межреспубликанских и межрайонных поставок. При переходе к рыночным отношениям в период распада СССР была разрушена действовавшая длительное время централизованная система материально-технического обеспечения. Было максимально ограничено распределение фондов материальных ресурсов, произошел отказ от жесткого прикрепления поставщиков к потребителям [8, с.214]. С 1990 г. происходило поэтапное формирование коммерчески активного самостоятельного торгового звена как составной части инфраструктуры рынка, а также независимой, информационной сети в области спроса и предложения на средства производства. Преобразовывались находившиеся в ведении Госснаба СССР, министерств и ведомств СССР снабженческие и сбытовые организации с соответствующей производственной, складской и информационно-посреднической инфраструктурой в систему самостоятельных коммерческих организаций, действующих на хозрасчетной основе и выполняющих широкую гамму функций по обслуживанию рынка и оказанию помощи предприятиям и организациям. Были определены виды материально-технических ресурсов, ответственность за обеспечение народного хозяйства которыми должны нести центральные органы. Удовлетворение потребностей производства и капитального строительства в остальных видах материально-технических ресурсов предусматривалось осуществлять путем их приобретения на рынке товаров непосредственно субъектами хозяйствования [4, с. 214]. В территориальных органах материально-технического обеспечения стали образовываться и развиваться: оптовые ярмарочные комплексы и центры аукционной продажи продукции; товарные биржи, являющиеся связующим звеном в межрегиональных поставках и обмене товаров; фирменная торговля и сбытовая сеть для удовлетворения спроса мелкооптовых потребителей социальной сферы, крестьянских хозяйств, арендаторов, малых предприятий; сервисные центры, мелкооптовые и комиссионные магазины, пункты проката техники; негосударственные посреднические оптовые и розничные предприятия и организации МТС, базирующиеся на многообразных формах собственности. Ресурсное обеспечение в переходный период в странах СНГ стало осуществляться: на основе прямых горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями; посредством государственного заказа на поставку важнейших видов продукции; с помощью посреднических фирм и других организаций, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и потребителями на договорной основе; через систему организованных товарных рынков: товарных бирж, ярмарок, аукционов и других рыночных структурных образований. Широкое распространение получила оптовая торговля средствами производства, при которой обеспечение потребителей материально-техническими ресурсами производится без фондов и лимитов на основе долгосрочных договоров и заказов [7, с. ............ |