Часть полного текста документа:Государственный университет управления Институт заочного обучения Специальность - менеджмент Кафедра управления организацией в машиностроении Содержание. 1. Исследование причин низкой конкурентоспособности продукции 3 1.1. Понятие о конкурентоспособности 4 1.2. Особенности конкурентных преимуществ 7 1.3. Типы конкуренции 9 1.3.1. Совершенная конкуренция 10 1.3.2. Несовершенная конкуренция 10 1.3.3. Ценовая и неценовая конкуренция 14 2. Методика построения дерева проблем 16 3. Расчет коэффициентов относительной важности 20 4. Литература 26 1. Исследование причин низкой конкурентоспособности продукции Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором, т.е. элементом, воздействующим на предприятие, но степень воздействия которого, не может быть изменена самим предприятием. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные (рисунок 1). Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегического планирования и, по сути, заключается в получении ответов на три основных вопроса: - Где сейчас находится организация? - Где должна находится организация в будущем? - Что необходимо сделать, чтобы организация переместилась из сегодняшнего положения в будущее? Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов. Суть анализа этого фактора коротко можно сформулировать следующим образом: 1. Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением? 2. Какие вероятные изменения в стратегии предпримет конкурент? 3. В чем уязвимость конкурента? 4. Что может вызвать самые крупные ответные меры со стороны конкурента? В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента. 1.1. Понятие о конкурентоспособности Многие предприятия для своего бизнеса выбирают товары (или услуги), производство (оказание) которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны или где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материалов. Но эта стратегия не может рассматриваться как универсальная, и тем более она мало пригодна для тех предприятий, которые готовят бизнес план в связи с освоением продукции, предназначенной для конкуренции на мировых рынках. Более глубокий подход - обеспечение себе устойчивой конкурентоспособности. Существует два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализация. ............ |