Министерство образования и науки РФ.
МОУ “Ульканская средняя общеобразовательная школа №2”.
ТЕМА:
Решение иррациональных уравнений.
Реферат выполнен:
Верхошанской Светланой Александровной,
ученица 9”Г” класса.
Руководитель:
Высоцкая Лидия Степановна,
учитель математики.
Улькан
2005
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава I. Историческая справка ………………………………….………………..2
Глава II §1. Решение иррациональных уравнений ………………………..……..3
§2. Преобразование иррациональных выражений ………………….….5
§3. Уравнения с радикалом третьей степени …………………………...6
§4. Введение нового неизвестного …………………………………...…7
Литература …………………………………………………………………………9
Историческая справка
об иррациональных уравнениях.
“Источником алгебраических иррациональностей является двузначность или многозначность задачи; ибо было бы невозможно выразить одним и тем же вычислением многие значения, удовлетворяющие одной и той же задаче, иначе, чем при помощи корней…; они же разве только в частных случаях могут быть сведены к рациональностям”.
(Лейбниц Г.)
Одной из конкретных причин появления математических теорий явилось открытие иррациональностей. Вначале это произошло в пределах геометрических изысканий в виде установления факта несоизмеримости двух отрезков прямой. Значение этого открытия в математике трудно переоценить. В математику, едва ли не впервые, вошла сложная теоретическая абстракция, не имеющая аналога в донаучном общечеловеческом опыте. Вероятно, самой первой иррациональностью, открытой древнегреческими математиками, было число . Можно с определённой уверенностью считать, что исходным пунктом этого открытия были попытки найти общую меру с помощью алгоритма попеременного вычитания, известного сейчас как алгоритм Евклида. Возможно также, что некоторую роль сыграла задача математической теории музыки: деление октава, приводящее к пропорции 1:п=п:2. Не последнюю роль сыграл и характерный для пифагорейской школы общий интерес к теоретико-числовым проблемам.
Древние математики нашли довольно быстро логически строгое доказательство иррациональности числа путём сведения этого доказательства к формальному противоречию. Пусть , где m и n – взаимно простые числа. Тогда m2=2n2, откуда следует, что т2 чётное и, следовательно, п2 чётное. Чётно, следовательно и п. Получающееся противоречие (п не может быть одновременно и чётным и нечётным) указывает на неверность посылки, что число рационально. ............