Содержание
Введение. 3
1. Теоретико-методологические основы изучения религии. 6
1.1 Понятие и сущность религии в современном мире. 6
1.2 Виды и функции религии. 11
1.3 Структура религии. 16
2. Анализ религии как социального общества. 21
2.1 Социология религии в России: проблемы и перспективы.. 21
2.2 Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в Республике Татарстан. 24
2.3 Исследование религиозных и светских ценностных ориентаций у студентов старших курсов в ВУЗах и колледжах г. Нижнекамска. 30
3. Методические рекомендации для специалистов и руководителей по работе со студенческой молодёжью. 37
Заключение. 40
Список использованной литературы.. 44
Приложение А Культ как социальный феномен. 48
Приложение Б Количество опрошенных респондентов в ВУЗах и колледжах г. Нижнекамска. 49
Приложение В Показатель духовной посвещённости или степень богоугодности жизни верующих в Бога респондентов. 50
Введение
Актуальность темы: Вплоть до Дюркгейма и Вебера разработка проблематики религии осуществлялась в рамках общей социологии. Возникновение собственно социологии религии как самостоятельной дисциплины предполагало прорыв на новый – по сравнению с контовско-спенсеровским – уровень осмысления религии как социального феномена. Решающее значение имело здесь понимание религии как «социального факта» (Дюркгейм), «социального действия» (Вебера), «культурного института» (Малиновской). В этом смысле вплоть до 20-х гг. ХХ века говорить о «социологии религии в России» было бы преждевременно, более точной является формулировка «русская социология о религии». Так же, как семья, религия является одним из самых древних социальных институтов, который включает в себя систему социальных норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов, предписаний и стандартов поведения, а также организационных форм. Ее возникновение, существование и эволюция обусловлены общественными отношениями, как далекого исторического прошлого, так и настоящего: в религиозных представлениях и верованиях, символах и текстах фактически закодированы определенные типы общественных отношений, нормы и правила человеческого общежития. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории, в разных странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия меняются. Однако на протяжении большей части человеческой истории религия играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством объяснения, оправдания и поддержания социального порядка.
И по сей день социология религии в России не представляет собой обладающую серьезным научным весом дисциплину, опирающуюся на богатую традицию, научные школы, которые были бы способны достаточно полно исследовать религиозную жизнь общества – российского в первую очередь. Скудна литература, крупных теоретических исследований по социологии религии практически нет. Катастрофически не хватает ученых, имеющих необходимую подготовку для профессиональной деятельности в этой области.
Степень разработанности данной проблемы в научной литературе: В отечественной социологической литературе достаточно широко освещались различные проблемы религии в обществе. ............