Часть полного текста документа:Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени Государственный Технический Университет имени Н.Э.Баумана Радиотехнический Факультет Кафедра Культурологии Реферат по курсу "Культурология" на тему: "Религия и наука в контексте культуры" Выполнил студент группы КИУ4-31 ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ Проверил к.с.н. Консузян Л.В Москва 2000 г. Категория культуры - одна из самых широких среди понятий гуманитарного знания. Под культурой понимают созданный и освоенный человеком мир "второй природы", в отличие от естественной природы, которая существует сама по себе. Культура включает творческую деятельность по созиданию "второй природы", приемы и продукты (ценности) этой деятельности, способы их сохранения и использования. Обычно культуру подразделяют на материальную и духовную, а вместе с тем и сами культурные ценности делят на материальные и идеальные (духовные). Культура характеризует меру человеческого в человеке, т. е. уровень развития человека, степень реализации его способностей, опыта, знаний, умений и талантов, диапазон усвоения ценностей культуры. Под "культурной кровлей" равно пребывают школа и фабрика, телестудия и театр, астрономическая обсерватория и киоск с гороскопами, клуб и архив, дискотека и казино, галерея и музей, кино и библиотека, лаборатория и бар. И конечно, храм. Нельзя согласиться с нигилистической позицией многих воинствующих атеистов, выносивших религию за пределы культуры. Религия "телесно" и духовно входит в мир человеческой культуры. Своими установлениями, предписаниями и запретами она проникает едва ли не во все сферы нашего бытия - в язык и мышление, в питание и интимные отношения, в традиции и обряды, в рутину и творчество, в профанное и священное. С разной степенью интенсивности религия окрашивает все содержательные элементы духовной жизни общества - обычаи, нормы, ценности, смыслы и знания. Чрезвычайно древний компонент культуры, религия в то же время наиболее удалена от переменчиво-земного и особенно тяготеет к традиционному и вечному. В ней наиболее выражено устойчивое, инерционное начало культуры. Едва ли не каждому очевидно, что религия составляет одно из важнейших звеньев культуры, один из ее конструктивных устоев, фиксируемых историками едва ли не с появления "гомо сапиенс" ("человека разумного"). На этом основании многие современные богословы вслед за выдающимся этнографом Дж. Фрезером утверждают: "Вся культура - из храма, из культа". Но предупреждая от такой категоричности, еще столетие тому назад один из основоположников религиоведения К. Тиле писал: "Едва ли верно рассматривать религию в качестве творческой первопричины всей культуры, как бы материнской почвы, из которой вырастает все прочее достояние человечества. Однако она в состоянии дать всему высшее освящение". И на самом деле понятия "культ" (от лат. cultus - почитание, уход) и "культура" (возделывание, воспитание, образование) уже в этимологии констатируют свое различие: почитание не то же самое, что возделывание. В первую очередь, культура - порождение светских и рационально-практических потребностей развития общества, реализации природного и сущностного потенциала разума, чувств и ЗДособностей человека. Общечеловеческие ценности культуры. ............ |