Часть полного текста документа:Реклама: От теорий к практике Рожков И.Я. Продавать, а не развлекать В одном из своих выступлений патриарх рекламы Дэвид Огилви поведал, что, достигнув преклонного возраста и проводя значительную часть времени во Франции, в собственном, купленном на заработанные на рекламе деньги средневековом замке, он часто в кругу семьи по старой привычке смотрит и анализирует рекламные видеоклипы, показываемые по телевидению, и в большинстве случаев, как и его близкие, не понимает, что же их создатели хотят сказать. Речь идет о стране, где культура рекламы имеет многолетние традиции! Что представляет собой и насколько понятна населению львиная часть рекламы, появляющейся на телеэкранах у нас в России, каждый из нас знает на собственном опыте. Часто рекламное обращение просто серо. Но есть и другая крайность. Нередко авторы рекламы чувствуют себя создателями "великих произведений искусства", пользуются представившейся им возможностью выразить себя, показать свой высокий творческий потенциал, попытаться завоевать почетную награду на престижном конкурсе. Зададим рекламодателю, заплатившему деньги за опубликованную или вышедшую в эфир рекламную продукцию, только один вопрос: какую он преследовал цель, выложив "свои кровные", - чтобы его реклама была признана в профессиональных кругах как замечательный образец творчества или же продала рекламируемый товар? Ответ очевиден: вторая цель предпочтительнее. "Слишком блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли", - учил Аристотель. Вспомним и о том, что церковь следит, чтобы эстетическая сторона не превалировала над богослужебной. Человек приходит в храм прежде всего для того, чтобы общаться с Богом, а уж потом с искусством. Итак, речь идет о форме и содержании рекламного сообщения, визуальном и вербальном, т. е. художественном и словесном представлении рекламной информации - творческой работе, цель которой сделать рекламу эффективной, функциональной. Под функциональностью рекламы понимается способность рекламной продукции или рекламных мероприятий решать стратегические и тактические маркетинговые задачи: увеличивать объемы продажи товаров, повышать прибыль, стимулировать торгующие фирмы и потребителей соответственно оптом или в розницу приобретать рекламируемый товар, управлять потребительским спросом, обеспечивать приток маркетинговой информации и т. д. Традиционный вопрос: кто из тех, кто берется судить об эффективности рекламной продукции, прав- руководитель рекламного агентства либо заказавший рекламу предприниматель? В конечном счете о степени заданного воздействия рекламного обращения на потребителей можно судить лишь после его тестирования в аудитории, состоящей из людей, действительно заинтересованных в покупке рекламируемого товара и имеющих для этого соответствующую платежеспособность, количество которых достаточно для получения более-менее достоверной информации. Опытные зарубежные фирмы без такого тестирования никогда не начинают ни одной серьезной рекламной кампании. Слишком рискованно полагаться на объективность авторитарного суждения. Рекламное обращение, которое выполняет свою основную функцию - прибыльную реализацию рекламируемого товара, в идеальном случае формируют как бы "двойной проекцией". ............ |