Часть полного текста документа:План 1. Преобразования правительства Штайна-Гарденберга. 2. Развитие городского самоуправления Пруссии до 1856 года. 2.1. Пересмотренное Городовое положение. 2.2. Городовое положение 1850 года 2.3. Новое Городовое положение. 3. Становление земского самоуправления в Пруссии. 1.Преобразования правительства Штайна-Гарденберга. К началу ХIX в. почти все города Германии потеряли свою правовую самостоятельность по отношению к королевской власти своих государств и полностью подчинили свое управление общегосударственному. Утрата государствами южной и западной Германии независимости в результате наполеоновских войн привела к частичному или полному преобразованию в них коммунального и городского устройства по французскому образцу: избираемые муниципальные советы, периодическое обновление состава по частям, независимые от совета мэры и др. В наибольшей степени такие преобразования затронули Баварию (с 1808 г.), Вестфалию, Рейнскую область. Еще одним проявлением воздействия французской административной системы было стирание различий между городским и земским устройством местного управления, а также резкий рост административной централизации. Началом нового этапа и новых тенденций в истории германского самоуправления стали реформы прусского правительства Штайна-Гарденберга. По своим общеполитическим и общеправовым началам преобразования Штайна диктовались доктриной и принципами "просвещенного абсолютизма". Но в своем конкретном итоге и в своем воздействии на государственную организацию и социально-правовую систему эти преобразования подходили к самому пределу возможного в феодально-сословной и бюрократической неограниченной монархии. Этот "предел" и явился причиной резко отрицательной реакции консервативного дворянства и правящих кругов на преобразования. Идея реформы в своем внешнем выражении была связана с морализаторско-воспитательными целями обновления форм государственного управления. Штайн считал, что участие народа в делах государства необходимо для нравственного формирования народа, что осуществление общего блага через свободную деятельность обществ происходит легче и лучше, чем через иерархию должностных лиц. Эти идеи и легли в основание закона о городской реформе - -"Положения для всех городов Прусской монархии" 19 ноября 1808 года. Целью нового устава было создать улучшенное и самостоятельное устройство городов, "образовать законом твердую соединенность в гражданской общине, присовокупив к тому деятельное воздействие на управление общими делами, ободряя и сохраняя чрез это участие дух общности". Второе и более реальное государственно-административное начало реформы - стремление к большей и властной государственной централизации. Оно выразилось в упразднении исторического для Германии подразделения городов на имперские, земские и прочие. Теперь все города Пруссии разделялись только по числу жителей - на большие, средние и малые. Тем самым уничтожалась возможность и для особого правового статуса разных исторических городов, а само подразделение проявлялось только в количественных характеристиках органов учреждаемого городского управления. Верховный надзор за городской жизнью, устройством и деятельностью городских органов государство сохраняло за собой (§1). ............ |