Часть полного текста документа:Реформы Амен-хотпа IV 1. Общий обзор культуры Египта в рассматриваемый период К правлению Амен-хотпаIII Египет вследствие завоеваний 18 династии стал могущественной мировой державой. Столица Египта - Фивы, государственный культ - культ Амуна. Имя, содержащее имя этого бога [Амен-хотп в пер. - Амун доволен], носит уже третий правитель, и следующий фараон тоже начинает как Амен-хотп IV. Ничто, казалось бы, не предвещает грядущей грозы, разразившейся во время правления Амен-хотпа IV "Нефр-шепр-рэ Ва-н-рэ Избранного Амуном"[4, c.40], которому суждено истребить Амуна (и других привычных египетских богов) даже из своего имени и навсегда остаться в истории "Полезным Йоту", богу, не имевшему ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии, образ которого не воплощался в ни статуях, ни в многочисленных мифах и сказаниях. 1. Вступление на трон Амен-хотпа IV и личность фараона. Немного о самом Амен-хотпе IV: вступает на египетский престол в 1367 (по другим источникам в 1353, в1372) году до нашей эры. В это время он совсем еще молодой человек, "чья внешность как того, так и более позднего времени говорила о его интеллектуальности и чувственности и нисколько не обнаруживала мужественного борца и реформатора"[Морозов]. Внешность действительно неординарная: тело с женственными бедрами и сильно выдающимся назад затылком. На базе этого некоторые исследователи ( М. Черносвитова) подозревают у фараона-реформатора две серьезные врожденные болезни: черепа, получившей название "череп штеттинского ткача", и желез внутренней секреции, в результате которой недоразвиты яички (отсюда женоподобность). Из этих предположений делаются выводы о неспособности Амен-хотпа IV к умственному напряженному труду, возможном слабоумии и слабодушии, неспособности иметь детей. Соответственно, такой фараон не смог бы совершить столь грандиозный переворот - запретить всех богов, кроме Йота, который вообще непонятно что - просто видимый диск солнца. Значит, кто-то сделал это за фараона. Здесь называют имена Нефр-эт и Семнех-ке-рэ, причем в самых различных комбинациях - от соправления с Амен-хотпом до правления вместо правителя и даже говорят о сожительстве Нефр-эт с зятем Амен-хотпа, якобы он - отец детей Нефр-эт. Гипотеза о сожительстве царицы с Семнех-ке-рэ довольно бредовая, т.к., во-первых, дети фараона похожи на него даже на уровне строения черепа (это подтверждено современными исследованиями), а во-вторых, дети от Амен-хотпа были не только у Нефр-эт, но и у побочной жены Кэйе. Странно предположить, что они обе изменяли царственному супругу...Соответственно, личность фараона оценивается в истории противоречиво: если мы верим в гипотезу о его слабоумии, мы назовем его "безвольной куклой". Но если мы все-таки обстоятельно рассмотрим этот период, то согласимся с виднейшим специалистом по времени Амен-хотпа IV Перепелкиным Ю.Я., который называл Амен-хотпа "грозным властителем", "самовластнейшим фараоном". Доказательства его жестокости налицо - это и разрушенные гробницы неугодных, и изглаженные имена старых богов, да сама победа над традиционным мышлением многобожия. Ведь введенная Амен-хотпом вера - практически монотеизм. 2. ............ |