Часть полного текста документа: Содержание: 1. Введение. Реформы здравоохранения. Как это понимать? 2. В реформах - наше будущее 3. Выдержки из совещание экспертов "Стратегии реформирования здравоохранения в восточной Европе" 3.1. Первое совещание. 3.2. Планы на будущее 4. Здоровье - наше здоровье. 4.1. Национальная стратегия в области охраны здоровья 4.2. Приоритетные проблемы здоровья и здравоохранения 4.3. Другие принципиальные проблемы реформ здравоохранения 4.4. Основные направления государственной политики в области охраны здоровья 5. Заключение. Сетевые технологии в американском здравоохранении. Литература. Введение. РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. КАК ЭТО ПОНИМАТЬ? Нам выпало жить в эпоху перемен в социальном, политическом, экономическом устройстве в обществе, в стране, в мире. Хотим мы этого или нет, проклятье это или везенье, но, если уж перемен не избежать, хотелось бы, по крайней мере, проводить их разумно. Во многих странах население неудовлетворено своим здравоохранением. И, что естественно, в этих странах делаются попытки свою медицину реформировать. Что при этом примечательно - тратит ли страна на здравоохранение 14% валового национального продукта или менее 1%, проблемы их схожи - как использовать имеющиеся средства наиболее эффективно. Что же касается непосредственно реформ, то тут можно выделить два направления: первое - от свободы рынка медицинских услуг к большей плановости и нормируемости; второе, характерное для пост-социалистических стран - от планово-командной централизованной системы к внедрению элементов рыночного регулирования. Россия, конечно, и тут идет своим "особым" путем. Но мировой опыт - положительный или отрицательный - надо, как минимум, знать или, как максимум, использовать. В рамках разрабатываемой концепции реформы здравоохранения не лишним будет определиться, что целью и критерием управления системой здравоохранения должно быть качество медицинской помощи. Прежде чем отстаивать это предложение, хотелось бы договориться об определениях предмета обсуждения, учитывая представления наших и зарубежных специалистов общественного здравоохранения. Медицинская помощь оказана качественно, если она соответствовала ожиданиям потребителя (внутреннего и внешнего), и ее результатом стало ожидаемое изменение состояния здоровья. Внутренний потребитель - это медработник, внешний - пациент. Это определение качества позволяет правильно подойти к его оценке: качество соответствует своей стоимости. То бишь, господа, пропорционально финансовым и материальным ресурсам, выделяемым на здравоохранение, будет качество последнего. При этом проблема управления качеством превращается в проблему управления имеющимися ресурсами для улучшения состояния здоровья пациента или нации, если рассматривать проблему глобально. "Управление качеством медицинской помощи" - понятие многогранное. Врачи, пациенты, администрация ЛПУ, комитеты здравоохранения территорий, территориальные фонды ОМС, финансисты, экономисты подразумевают под управлением качеством совершенно различные вещи - контроль качества, обеспечение качества, управление ресурсами, управление финансами и т.д. В этом есть рациональное зерно, т.к. действительно управление качеством - достаточно широкое понятие и касается всех перечисленных аспектов: * управление качеством включает оценку качества, обеспечение качества и контроль качества, основанные на сравнении со стандартами; * управление качеством возможно на различных уровнях - ЛПУ, районном, городском, территориальном, ведомственном, вневедомственном и т.д. ............ |