Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Факультет экономики и права
РЕФЕРАТ
«РЕЧЬ И ЭТИКЕТ»
Выполнила: студентка
Шварц Ю.Н.
Проверил: Шигуров В.В.
САРАНСК 2005
СОДЕРЖАНИЕ
1. Что такое речь?
1.1. Функции речи.
1.2. Разновидности речи.
1.3. Речь и язык.
2. Этикет речевого общения и этикетные формулы речи
2.1. Речевой этикет
Список использованных источников
1. ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ?
…Никто никогда не мог достичь
ни блеска
ни превосходства в красноречии
без науки о речи и, что еще важней
без всестороннего образования.
Цицерон
…Воспитание речи в еще большой мере,
чем всякое другое воспитание, удается
не путем корректировки с позиции
интеллектуального превосходства, а
лишь благодаря образцовым примерам.
Гадамер
Есть только одно благо-знание и только
одно зло-невежество.
Сократ
За термином «речь» в методической литературе закрепились два основных значения. Так, по определению психолога В.А. Артемова, «речь является процессом выражения мысли человека ,его чувств ,желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе обращения в различных видов деятельности и общественных отношений».
Процесс выражения мысли и чувств –это деятельность говорящего (пишущего). Речью называют также продукт этой деятельности - высказывание, тест, который предполагает наличие определенной внутренней (смысловой), внешней (языковой)конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.
Речь как вид деятельности человека и как ее продукт осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений, пр.) Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Речь как результат речевой деятельности, как форма отражаемого содержания предоставляет собой способ формирования мысли и чувств посредством языка в процессе речевой деятельности человека.
Ведущими функциями речи является коммукативная (или функции общения) и эксперессивная (или функция выражения мысли).
1.1 ФУНКЦИИ РЕЧИ.
Ведущий оказывается референтная (в иной терминологии номинативная, денотативная, когнитивная) функция обозначения явлений действительности.
Второй по важности признается эмотивная функция, то есть ориентированная на говорящего и на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или ее эмоциональной реакции на ситуация общения. ............