А. Темнов,, спасатель 2-го класса, г. Москва
По профессии я спасатель, и как вы понимаете, мне с моими коллегами приходится выезжать на разные чрезвычайные ситуации. Это и пожары, и дорожно-транспортные происшествия, и последствия различных взрывов, обрушений, аварий... В результате такого рода бедствий пострадавшими становились не только взрослые, но и очень часто дети. Впрочем, и источниками многих бед бывали и те и другие. Иногда происшествия с детьми заканчивались благополучно, но это только потому, что вовремя были вызваны спасатели, не давшие «мелкому инциденту» перерасти в несчастный случай или во что-то похуже. Хотелось бы обратить на такие случаи внимание взрослых, которые сами иногда ведут себя не менее наивно, чем их малые дети.
Пожалуй, наиболее распространенный вид инцидентов, происходящих с участием или по вине детей (хотя детей ли?) - это так называемые «детские двери». Суть происшествия, казалось бы, столь проста, что ее давно уже должны были усвоить все взрослые. Ан нет, не проходит буквально и дня, чтобы оно не повторилось: чтобы нам не позвонили плачущие родители с сообщением о том, что их маленькие чада по своему неразумению заперли входную дверь изнутри. Возраст детей, закрывающих двери квартиры перед носом своих близких редко превышает 1-3 года. Что может наделать малыш такого возраста, будучи один дома, трудно даже придумать! Понятно беспокойство родителей и спасателей.
Происходит все, как правило, по одному сценарию. Мама или папа вышли «на минутку» на лестничную клетку: выкинуть мусор, покурить, к соседям за солью — вариантов тьма. Малыш, побежавший было вслед или ожидающий родителей у дверей, обнаруживает в поле своего зрения дверную щеколду, и за неимением в данный момент другого занятия умело своими маленькими пальчиками ее задвигает. Он делает это неосознанно, поэтому, когда потом из-за закрытых дверей родители пытаются объяснить ему, что нужно эту «штучку» передвинуть обратно, малыш их просто не понимает - в силу своего возраста. А тут еще начинает накаляться психологическая обстановка, заставляющая делать все не то и не так.
Когда перепуганные родители несчастного ребенка звонят нам, мы советуем до нашего приезда постоянно поддерживать спокойный и доброжелательный разговор с малышом. Иначе ребенок, поняв, что остался один, начинает плакать, а это лишь усугубляет ситуацию. Голос папы или мамы, родной и добрый, самое лучшее успокоительное средство. Слыша его, кроха поймет, что дорогие ему люди рядом и тревожиться будет меньше. И, может быть, даже подвинет щеколду, куда нужно. Или, по крайней мере, дождется решения этой проблемы нами.
А мы после освобождения «узника» рекомендуем незадачливым родителям снять с двери всякого рода щеколды и засовы равно как и разные автоматические «защелки», пользоваться запирающими устройствами, исключающими возможность «детских дверей».
Ребенок «устроен» так, что ему хочется узнать как можно больше. Маленькому человеку, который только начинает познавать мир (это как раз возраст от одного года до трех лет), интересно абсолютно все, и этот свой интерес он старается реализовать. Он стремится прикоснуться своими руками и умом ко всему, что его окружает, и предметом такого интереса может стать то, что в итоге нередко порождает трагедии: спички, острые предметы, горячие кастрюли, лекарства, химикаты, газовые краны - перечень достаточно большой. ............