Реализация принципа «Одно окно» в Беларуси
С 1 января 2006 года в стране началась работа, цель которой - кардинально изменить порядок решения вопросов, по которым люди обращаются в государственные структуры.
Задача по дебюрократизации работы госорганов была поставлена Главой белорусского государства в 2004 году при подписании Решения республиканского референдума.
Александр Лукашенко считает недопустимым, чтобы "труженик, который приходит к чиновникам со своими заботами, стоял часами в очереди, думая, соизволят его сегодня принять или придется ехать домой "несолоно хлебавши". Такого быть не должно, чтобы человек, затратив свой выходной или отпросившись с работы, не попал на прием к чиновнику".
"Надо прекратить хождение людей по кабинетам за справками, - подчеркнул Глава государства. - Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый - чтобы запросить нужный ему документ, второй - чтобы его получить. Всю необходимую информацию организация обязана запрашивать в других структурах самостоятельно, а не требовать разного рода справок от граждан. В этом суть принципа "одного окна".
В 2005 году Президент Республики Беларусь подписал Декрет № 13 и Указ № 465, дополняющие Указ от 12 мая 2005г. № 220 "О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий", согласно которому работа нотариата должна осуществляться по принципу "одного окна".
Для этого нотариусам были предоставлены дополнительные полномочия на получение из республиканских органов государственного управления и иных организаций Беларуси документов и сведений, необходимых для совершения нотариальных действий.
16 марта 2006 года был подписан Указ № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов».[i]
Указом №152 утвержден прилагаемый перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов.
-Установлено, что обороты по реализации гражданам услуг по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по реализации гражданам работ по технической инвентаризации недвижимого имущества и иных работ (услуг) по выдаче справок и других документов в отношении недвижимого имущества освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
-Национальному центру правовой информации предписано обеспечить издание перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов, утвержденного настоящим Указом, в количестве, необходимом для работы с гражданами в государственных органах и иных государственных организациях.
-Совету Министров Республики Беларусь, совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом осуществлять систематический анализ проблемных вопросов, касающихся организации работы по обращениям граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа ”одно окно“, и принятие необходимых мер по корректировке актов законодательства.[ii]
Данный Указ является еще одним шагом по пути дебюрократизации госаппарата и направлен на упрощение, создание более доступной и понятной для граждан процедуры обращения в государственные органы и иные государственные организации за получением справок и других документов, а также на недопущение нарушения прав и законных интересов граждан со стороны должностных лиц государственных органов и иных государственных организаций.
Указом утвержден перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов. ............