Реализация когнитивных стратегий ввода темы дискурса в подборке научно-популярных статей
М.А. Кобозева
Ставропольский государственный
университет, Ставрополь
В статье исследуется реализация когнитивных стратегий ввода темы дискурса в подборке научно-популярных статей. Анализируются тексты научно-популярных статей из журнала «Техника-молодежи». Делается вывод о том, что ввод темы в научно-популярном дискурсе осуществляется с применением нескольких когнитивных стратегий, что вполне объяснимо с точки зрения речевой прагматики. Работа с лингвистическим материалом позволяет сделать вывод, что реализация когнитивных стратегий в дискурсе научно-популярной статьи имеет системный характер, представляет собой устойчивое явление.
Работа с лингвистическим материалом показала, что ввод темы (Дейк 1989) в научно-популярном дискурсе, а именно в дискурсе научно-популярного журнала, исключительно редко осуществляется с применением какой-либо одной когнитивной стратегии (Дейк 1989), что вполне объяснимо с точки зрения речевой прагматики (Столнейкер 1985). Во-первых, всякая научно-популярная статья в подавляющем большинстве случаев предваряется редакционной вводкой, в которой, как правило, осуществляется предварительный ввод темы; если же в редакторской вводке не осуществляется ввод темы дискурса, то в ней реализуются вспомогательные стратегии, которые выступают компонентами главной стратегии ввода темы, реализуемой в статьях подборки. Во-вторых, у вводки и статей подборки всегда разные авторы, у которых могут быть разные предпочтения в выборе стратегий ввода темы.
Из сказанного следует, что для полноценного исследования когнитивных стратегий ввода темы в научно-популярном дискурсе (Аликаев 1999; Карасик 2008) необходимо последовательное изучение заглавия, вводки и статьи (статей). Если исследуется подборка статей, то материал должен изучаться в следующей последовательности: заглавие подборки – редакционная вводка – заглавие первой статьи – текст первой статьи – заглавие второй статьи – текст второй статьи и т.д.; при этом заглавие подборки и редакционная вводка как текстовые элементы одного автора должны рассматриваться как реализация одной стратегии; то же самое следует сказать об исследовании заглавия и самой статьи в подборке как текстовых элементов другого автора. При исследовании одиночной, без подборки, статьи материал изучается в такой последовательности: заглавие статьи - редакционная вводка –– статья, при том что у вводки и у статьи с ее заглавием разные авторы. Изучение какой-либо из когнитивных стратегий в отрыве от сопутствующих стратегий не дает полной картины исследуемого объекта.
Работа с текстовым материалом также показала, что в научно-популярном журнале «Техника – молодежи» основной способ подачи материала, посвященного актуальным научным проблемам, – это тематическая подборка статей, в которой последовательно обсуждается какая-либо научная проблема, поэтому реализацию когнитивных стратегий ввода темы мы начинаем рассматривать именно с подборки научных статей. Кроме того, подборку статей мы рассматриваем как наиболее эффективный способ трансляции научного знания широкому читателю (Добросклонская 2000), поскольку таким образом ему предоставляется возможность разноаспектного взгляда на проблему, возможность ознакомления с разными точками зрения, возможность сопоставления данных, что уже само по себе вызывает интерес у более или менее увлеченного читателя.
Подборка статей состоит из общего заглавия, редакционной вводки и двух, реже трех, статей с собственными авторскими заглавиями. ............