Реализация гражданской правосубъектности в сфере хозяйственных договоров
Одним из основных элементов гражданской правосубъектности военных вузов является их возможность и способность осуществлять договорную деятельность, которая обеспечивает обмен имущественными благами, перемещение товаров и услуг, имущественный оборот. При этом данное правомочие может быть реализовано этими учреждениями как в сфере хозяйственной, так и в сфере образовательной деятельности. Договорная работа в воинской части является составной частью войскового хозяйства и от ее совершенствования зависит успешное достижение целей военной реформы в Вооруженных силах.
Договорная работа в учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации организуется и ведется на равных основаниях с прочими воинскими частями, но с учетом некоторых особенностей. Регулируется же ведение договорной деятельности в военных организациях нормами нескольких отраслей права, преимущественно гражданского и административного.
Сделанные нами ранее выводы о специальной правосубъектности военного вуза позволяют предположить, что и составляющие правосубъектность элементы носят специальный характер. Таким образом, сделкоспособность, как неотъемлемый элемент правосубъектности, также является специальной. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть вопрос о том, какими рамками ограничена сделкоспособность военного вуза.
Как уже отмечалось ранее, в уставе военного образовательного учреждения высшего профессионального образования должно быть определено каким имуществом и какими правами по распоряжению наделяет собственник учреждение. Так как военные вузы являются государственными организациями, то и имущество, закрепленное за ними, является федеральной собственностью. На основании ст.125 и ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. По общему правилу учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами. Однако в отношении военных вузов действует специальная норма: в соответствии с п.2 ст.11 Закона "Об образовании" учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ. В п.1.2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее Типовое положение) 5 конкретно указывается, что высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. ............