Часть полного текста документа:Реалистические течения начала века На протяжении всего первого двадцатилетия прошлого века союз сентиментализма и легкой поэзии занимал в русской литературе бесспорно командные высоты; однако оба эти течения далеко не исчерпывали собою всего многообразия литературного процесса. Протест либеральной части дворянства и политическое самосознание растущей в эту эпоху буржуазии равно требовали от ее идеологов выхода из тесных границ классицизма, обращения их к реальности. Эти тенденции, бесспорно усилились в начале XIX в., когда рост буржуазного сознания и распад феодализма приняли уже довольно ощутимые формы. В области прозы к реализму тяготел уже А. Измайлов с его дидактико-сатирической "восточной повестью" "Ибрагим и Осман" и особенно двухтомным романом "Евгений, или пагубные следствия дурного воспитания и сообщества" (т. I, 1799; т. II, 1801), в котором содержится широкое сатирическое изображение быта провинциального и столичного дворянства, его невежества, мотовства и развращенности. Написанный в манере нравоописательного романа, "Евгений" открыл дорогу прозе Нарежного , который в 1814 дал полный сатирической направленности роман "Российский Жильблаз, или похождения князя Григория Осиповича Чистякова": нарисованная в нем картина разложения помещичьего класса и продажности правящей страной администрации вышла настолько резкой, что Нарежному удалось выпустить только первые три части "Российского Жильблаза" - три последние были уничтожены по распоряжению министра народного просвещения гр. Разумовского. Эта неудача не сломила Нарежного, много лет спустя создавшего язвительное изображение господства русских в Грузии, - таков его роман "Черный год, или горские князья" (1829), в котором сатира на русскую администрацию искусно завуалирована колоритом горских событий и бытовых зарисовок. Однако Нарежный не ограничился этой прямой сатирой, с начала 20-х гг., все более тяготея к нравоописательной прозе. Его повести, особенно "Бурсак" (1824), "Два Ивана, или страсть к тяжбам" (1825), представляют собою меткие и характерные зарисовки нравов захолустного украинского мелкопоместья. В юмористическом изображении этой среды Нарежный явился несомненным предшественником Гоголя (ср. "Бурсака" с "Вием", "Двух Иванов" с "Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"). В это реалистическое течение ранее других включился Крылов . Крылов входил в "Беседу русского слова", разделяя напр. присущую группе Шишкова неприязнь ко всякой иностранщине в литературе (две его комедии - "Модная лавка", 1806, и "Урок дочкам", 1807, высмеивали распространенную в дворянском кругу той поры галломанию). Но близость к "Беседе" не лишала Крылова творческой независимости - примечательно напр., что он защищал пушкинского "Руслана и Людмилу" и резко критиковал сентименталистов за приукрашивание ими крепостной действительности; еще в своем "Письме издателям из Орла" Крылов указывал, что "сельские наши жители коптятся в дыму, и надо быть страшным охотником до романов... чтобы... сплести шалаш какому-нибудь Ивану из миртовых и розовых кустов" (1792). Талант Крылова родился и окреп в недрах той сатирической журналистики XVIII в., которая боролась за переустройство действительности на культурно-европейский, в сущности буржуазный лад и которая подверглась за это сокрушительным ударам правительства. ............ |