Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей
В России на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения — рост в ее среде преступности, наркозависимости, алкоголизма и т.д. Чтобы ее преодолеть, важно определить первопричину асоциальных проявлений среди молодежи, создать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этой концепции систему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
В результате проведенных в последние годы исследований [1] определен основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к асоциальному поведению: это деформации в их побудительно-мотивационной и смысловой сферах. Деформации в мотивационной сфере выражаются в том, что у человека вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении и доминирующими становятся ложные мотивы, в том числе — стремление к острым ощущениям негативного свойства. А деформации в смысловой сфере проявляются в противопоставлении ценностей, которые у воспитанного человека должны быть гармонично связаны между собой. Все это отрицательно сказывается на личностном развитии, социальном поведении, отношении к собственному здоровью и находит свое выражение в самовредительстве и причинении ущерба другим людям.
Предрасположенность людей к асоциальному поведению обусловлена главным образом их недостаточным или неправильным воспитанием в детстве, отрочестве и юности. Это относится как к традиционной школе, которая в основном принудительным способом формирует знания, умения и навыки, так и к семье, где родители настойчиво стремятся воспитать в ребенке заранее заданные качества — "подогнать" его под собственные представления. Такое "педагогическое" воздействие противоречит базовым потребностям обучающихся, деформирует их мотивационно-смысловую сферу и обусловливает, в конечном итоге, возникновение психопатологических наклонностей, вредных привычек и асоциальных поступков.
О сложности социально-педагогической задачи реабилитации личности с отклоняющимся поведением свидетельствуют результаты проведенного нами обследования несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в подростковой воспитательно-трудовой колонии.
Среди них встречаются четыре личностно-психологических стереотипа:
1) "преступник-рецидивист" с выраженными психопатологическими чертами, склонный к продолжению преступной деятельности даже в условиях колонии (примерно 20% несовершеннолетних правонарушителей, реабилитация которых практически невозможна);
2) личность с усугубляющейся психической деградацией (30%, реабилитация сильно затруднена);
3) личность приспособленца, стремящегося к поддержанию любыми путями благоприятного для себя психо-эмоционального настроя (40%, реабилитация затруднена);
4) "сохранный" стереотип, ориентированный преимущественно на социальные ценности — творчество и семейное благополучие (10%, возможна полная реабилитация).
У абсолютного большинства молодых людей, отбывающих наказание в колонии, проявляются неблагоприятные для их личностного развития наклонности, которые в будущем, к сожалению, могут только усугубляться. ............