Часть полного текста документа:Развязка Гр. Бояджиев Развязка - одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения "переворота в судьбе героя" и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей. Р. часто не является концом произведения - за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес ("Ромео и Джульета") или обращение к зрителям ("Мой друг" Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин "Р." применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах. Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением которых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., которая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях "страх и сострадание" и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним. Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия "случая и удачи", которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий. Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., которая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие которого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите - она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании - П. Кальдероном . Особенно типична для него Р. "Чистилища святого Патрика". Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в котором "распалась связь времен". В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. ............ |