МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Тема: «Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе»
Орел – 2010
Содержание
Введение
1. Эволюция понятия творческое мышление
2. Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента
3. Практические задания для развития творческого мышления в процессе обучения в высшей школе
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время задача развития творческих способностей основной массы студентов является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи учащимся преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.
Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта – сама жизнь».
Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от преподавателя к студенту и, по словам Осмолова, «превращается в снабжение ответами без поставленных учениками вопросов». Со временем у студента вырабатывается не только стереотип деятельности, но и характер мышления.
Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних – 17% и у шестилеток – 37% опрошенных[1].
Иными словами система образования не только не развивает, но и в 98 случаях их 100 губит наши творческие способности.
По результатам проведенного анкетирования и разноуровнего контроля знаний студентов 1 курса 95% опрошенных владеют только репродуктивным уровнем усвоения знаний и только 5% имеют способности к творческому труду[2].
В дидактике высшей школы веками складывался догматический тип обучения. Его продуктом, как правило, являются формальные знания. Наряду с этим получил развитие объяснительный тип преподавания, преимущество которого состоит в том, что у обучающегося развивают не только память, но и мышление, наблюдательность, значительное внимание уделяют также применению знаний, широко используя упражнения, практические работы. Однако среди всех упражнений преобладает выполнение заданий по инструкции, готовому образцу, хотя в реальной ситуации действия «по инструкции» носят приближенный характер. Таким образом, широко применяемое в современной высшей школе объяснительное обучение имеет много неоспоримых преимуществ, но оно делает акцент на воспроизводящее (репродуктивное) и не способствует развитию творческого (продуктивного) мышления у студентов. Разумеется, не следует противопоставлять воспроизводящее мышление творческому. Но если в вузе станет господствовать только объяснительное обучение, то будет выпуск специалистов созерцательного типа. ............