Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина Cоциально-экономический факультет РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И ТОРГОВЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА РЕФЕРАТ Дисциплина: "История предпринимательства и меценатства в России" Рязань, 2002 год. ПЛАН РЕФЕРАТА Введение.....................................................................................1 Глава I. Колебания торговой политики при Александре I.................3 Глава II. Внутренняя торговля......................................................8 Глава III. Внешняя торговля.........................................................15 Глава IV. Транспорт.....................................................................19 Глава V. Итоги развития транспорта и торговли...............................22 Заключение.................................................................................24 Примечания................................................................................26 Cписок литературы......................................................................27 Приложение................................................................................28 Введение В первой половине XIX века процесс разложения феодализма в России носил крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических условий огромной по террито-риальным масштабам страны и тормозящим влиянием господствующего класса помещиков-крепостников во главе с царским самодержавием. В этот исторический период в недрах феодально-крепостнической России уси-ливается вызревание новых, капиталистических отношений, под давлением которых рушились старые, отживающие формы хозяйства. Этот прогрес-сирующий процесс имел глубокие причины: рост общественного разделения труда и внутреннего рынка, широкое распространение крестьянских неземле-дельческих промыслов, усилившееся первоначальное накопление капитала, развитие капиталистической мануфактуры, рост торгово-промышленных го-родов и селений, укрепление международных торговых отношений. Первая половина XIX века явилась для нашей страны временем значи-тельного расширения и развития внутреннего рынка. Важнейшим фактором этих процессов в экономике России стало прогрессирующее общественное разделение труда, которое выражалось во все большем отделении промыш-ленности от земледелия, в четком размежевании промышленных и земле-дельческих районов, в широкой порайонной производственной специали-зации, росте промышленных городов, в усиливающейся диверсификации промышленного производства, возрастающей мобильности населения. Важно заметить, что с точки зрения хозяйственного прогресса рынок не должен пониматься исключительно в смысле территориально ограниченной сферы торгового обращения. В таком случае можно сказать, что нацио-нальный рынок - простая, невзаимосвязанная совокупность местных рынков. Однако, когда в подобном приведенному ниже исследовании идёт речь о едином национальном (всероссийском) рынке, то имеется в виду не просто совокупность местных рынков, а ещё и нечто другое: наличие органической взаимосвязи и взаимозависимости местных рынков, образующих такую систему, в которой каждый местный рынок является необходимым элемен-том большого хозяйственного организма - общенационального рынка, и в которой экономические отношения между производителями и потребите-лями выражаются через существующие на общенациональном рынке соотно-шение спроса и предложения, а также структуру цен. ............ |