Развитие теоретических подходов к общественному и частному призрению на рубеже XIX-XX веков
Со второй половины XVIII в. Окончательно формируются государственные подходы к общественному благосостоянию. Происходит формирование и укрепление абсолютизма. Самодержавие рассматривается и обосновывается официальной идеологией как органичная и необходимая форма правления в России. Социально-политическая мысль поляризуется, что является отражением существования двух идеологий — дворянского либерализма и консервативно-аристократической идеологии. Обоснование формы государственного правления было тесно связано с реформированием общественных отношений в России.
В этот период начинают оформляться основные политические течения в России, такие как либерализм, консерватизм (славянофильство), радикализм. Одни нарождающиеся идейно-политические течения продолжали традиции поиска оптимального соотношения власти и справедливого управления народом, другие осуществляли поиск адекватной организации государственного призрения и благотворительности в контексте существующих общественно-политических отношений.
После отмены крепостного права основные идеи, направления социальной политики связаны со стратегиями и путями обновления России, полемика развертывается между консервативными, либеральными и радикальными мыслителями. Выстраиваются новые идеологемы трансформации общества на основе ориентиров Запада и отечественных традиций, идей социализма и анархизма. Сложившиеся в XIV—XVIII веках основные направления общественной мысли о помощи и поддержке ближнего как со стороны государства, так и со стороны Церкви на рубеже XIX —XX веков постепенно оформляются в единый научный комплекс о частном и общественном призрении. В рассматриваемый период идеология поддержки и защиты прав нуждающихся осмысливается не только в контексте государственного и политического управления. Проблемы социальной самопомощи и взаимопомощи представлены как сфера деятельности институтов общественного призрения, которые в процессе своего оформления выработали свои теоретические принципы и подходы поддержки нуждающихся, исходя из общественных, групповых и индивидуальных запросов и потребностей.
Осмысление исторически сложившихся институтов поддержки нуждающихся, идеологии помощи в них в парадигме общественного призрения связывается с тенденциями социальной патологии, «с текущими историческими событиями». Вопросы бедности, нищенства, девиантных форм поведения субъектов рассматриваются в контексте мер и действий по их ликвидации, локализации в качестве превентивных мер. Научная и теологическая рефлексия базируется на феноменах «текущей обыденной жизни», которая связывается с настоящим моментом жизни общности, в их синхронической логике существования.
Можно наблюдать следующие основные направления общественной и научной мысли об общественной помощи: теологическое, конфессиональное; правовое направление; общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; «общественная и профессиональная Гигиена»; воспитание и «исправительное воспитание»; система организаций помощи; теория страхования; теоретические проблемы помощи инвалидам; обучение специалистов; «призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем».
Каждое направление формировало свой подход к пониманию сущности частного и общественного призрения, логически продолжая предшествующие познавательные тенденции и научные традиции развития общественной мысли.
Конфессиональное направление характеризуется тем, что, с одной стороны, защищает догматы милосердия и благотворительности Церкви с ее традиционалистскими принципами, с другой — обнаруживает интенцию конфессионального осмысления сущности проблем государственной благотворительности, социальной справедливости, социального христианского служения в обществе согласно новым историческим тенденциям (Дерябин Е., Елагин Н. ............