Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки РФ
Дипломная работа
Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей с природой
Работа завершена
«_____»___________________________
Рекомендуется к защите:
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования. 9
1.1 Сущность и закономерности развития словаря старших дошкольников. 9
1.2 Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста. 17
1.3 Преемственность в словарной работе между дошкольным учреждением и начальной школой. 24
Глава 2. Организация работы по развитию словаря детей в процессе ознакомления с природой. 35
2.1 Состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ 35
2.2 Развитие словаря детей старшего дошкольного средствами природы.. 43
2.3 Контрольный эксперимент. 52
Заключение. 54
Список литературы.. 58
Приложение. 63
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребёнка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.
На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности с развитием словаря, указывают в работах Ю.С.Ляховская, Н.П.Савельева, А.П.Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, но более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов (Д.Б. Эльконин).
В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.
Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: во-первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во-вторых, освоение содержания слова на уровне его значения и, в-третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.
Для нашего исследования особый интерес представляют два первых направления, то есть развитие словаря детей в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира (на природоведческом материале) и освоение содержания слова на уровне его значения, которое имеет у старших дошкольников свою специфику.
Исследователи А.М. ............