Педсовет
«Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях»
«Образование должно быть истинным,
полным, ясным и прочным»
Я.А. Каменский
(СЛАЙД 1)
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но школа по-прежнему еще остается ориентированной на простое развитие знаний умений и навыков, методы обучения во многом репродуктивны. Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности граждан, поэтому оно обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения.
В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам». Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у воспитанников. Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная деятельность».
(СЛАЙД 2)
Познавательная деятельность предполагает большую степень самостоятельности воспитанника, чем учение.
Начнём с того, что же такое познание? Словарь Ожегова даёт следующее определение:
Познание: 1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. 2. Совокупность знаний в какой-либо области.
Познание — обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познавательный интерес — несет в себе все функции интереса. Объектом его является область познания. Познавательный интерес требует от ребёнка активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность.
(СЛАЙД 3)
База познавательного интереса — потребность в познании, которая формируется в 3 этапа: элементарная ориентировка в действительности; избирательное отношение к явлениям и предметам окружающего мира; духовная потребность в познании.
(СЛАЙД 4)
Источником формирования познавательного интереса в учебном процессе являются содержание обучения и процесс деятельности, а индикаторами уровня развития познавательного интереса служат интерес к различным элементам деятельности, характер самостоятельности в учении, отношение к возможным трудностям, корреляция между интересом и склонностями. Показателями интереса в учении можно считать избирательное отношение к видам учебной деятельности, к учебным предметам, эмоциональный отклик на поступающую информацию, наличие усилий в деятельности, в самом характере деятельности — от репродуктивного к поисковому, затем к творческому.
(СЛАЙД 5)
В учреждении дополнительного образования детей познавательная деятельность детей — один из видов индивидуальной и групповой работы, которая используется для расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности как на занятиях, так и дома. ............