Кандидат педагогических наук С.В. Герасимова, Москва
Формирование познавательной деятельности у детей с ДЦП - центральное звено во всей системе коррекционно-образовательной работы специальных школ. Это объясняется значением познавательной деятельности, вернее процесса овладения ею, для психического развития ребенка, для усвоения им социального опыта. При формировании различных видов деятельности происходит, как принято говорить, "очеловечивание" ребенка [2].
Наряду с этим стоит задача научно-методического обеспечения в рамках системы дополнительного образования. На сегодняшний день данная проблема не решена. Причина этого, по нашему мнению, в следующем: отрыве научных исследований от практической потребности преподавателей, недостаточно налаженном информационном обеспечении в системе "наука- школа" и применительно к занятиям шахматами - неразработанностью нормативных требований, позволяющих официально ввести занятия шахматами в учебные программы спецшкол-интернатов массовой школы.
В "Московском стандарте образования" рекомендуется вводить занятия шахматами и шашка ми в учебную программу и в систему дополнительного образования, но не указывается количество часов в учебном плане, отсутствует методическое обоснование необходимости таких занятий. По этому для директоров школ и завучей такие рекомендации не служат сигналом к работе в данном направлении [3]. Для этого есть и объективные причины: загруженность учебной сетки предмета ми по обязательной программе (причем не всегда эти предметы существенно значимы для развития ребенка), недостаточность квалифицированных кадров, способных научно обосновать и заинтересовать администрацию школы в необходимости введения занятий шахматами в программу.
Исходя из очерченных выше проблем, мы по считали целесообразным проведение научного исследования, цель которого, во-первых, - обоснование необходимости введения занятий шахматами в систему дополнительного образования спец школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а в перспективе и в учебные планы таких школ. Во-вторых, разработать научно методическое обеспечение занятий шахматами с детьми с ОВЗ.
Исследование началось в 1995 г. на кафедре шахмат под руководством Е.П. Линовицкого и на кафедре педагогики под руководством С.Д. Неверковича и Н.Ф. Сингиной. Педагогический эксперимент проходил на базе московской спецшколы-интерната № 31 г. Москвы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, под наблюдением находились также дети из спецшкол-интернатов России и стран СНГ, участвующие в шахматных соревнованиях.
Анализ программ спецшкол-интернатов для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата показывает, что основная их направленность заключается в коррекции двигательных нарушений посредством медикаментозного лечения, занятий ЛФК, а также специальных коррекционных заданий на уроках. Процесс же обучения существенно не отличается от такового в массовых школах. Различия носят не столько качественный, сколько количественный характер. Л.С. Выготский писал: "Способ развития и воспитания у дефективного ребенка существенно иной, чем у нормального, и поэтому техника обучения ребенка с дефектом при принципиальном абсолютном тождестве психологической природы этого процесса с обучением нормального ребенка будет всегда отличаться глубоким своеобразием". ............