ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Развитие познавательной активности учащихся при изучении темы «Базы данных» в профильном курсе информатики»
Введение
В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные из различных источников и т.д., – именно такие требования к подготовке подрастающего поколения предъявляет сегодня формирующееся информационное общество.
Многие исследователи (С.А. Бешенков, С.Г. Григорьев, С.А. Жданов, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт и др.) отмечают, что современное образование должно вооружать знаниями, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования. Ведущим становится принцип: «образование через всю жизнь». Основным элементом учебного процесса становится создание знаний и извлечение их из получаемой информации. Данные тенденции приводят к следующему выводу: знания, умения и навыки в работе с информацией следует формировать и развивать целенаправленно. Необходимые умения приобретаются и развиваются в процессе освоения технологий хранения и поиска информации и информационных систем, использующих эти технологии. Для реализации такой задачи в базовом курсе информатики предусмотрен раздел «Базы данных и системы управления базами данных», в процессе изучения которого у учащихся формируются представления об основных понятиях баз данных и основных методах решения типовых задач в этой области. Однако базовый курс информатики в силу ограниченности своего объема недостаточно освещает вопросы технологий систематизации, хранения и поиска информации, применения баз данных к решению практических задач из различных предметных областей, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью школьников.
Повсеместное распространение баз данных, порождающее необходимость в формировании умений и навыков работы с ними у широкого круга пользователей, стало основанием для большого числа исследований, посвященных проблемам преподавания технологий хранения и поиска информации. Так, создание языковых программных средств баз данных и обучение работе с ними конечных пользователей рассматривались в работах российских и зарубежных специалистов в области информационных систем В.А. Белова, С.Б. Гусенковой, М.С. Диго, К. Дейта, Н.Е. Емельянова, Дж. Ульмана и др. Теоретическое обоснование внедрения в учебные программы школ работы с базами данных провел В.Э. Фрейнман. Исследования по методике преподавания раздела «Базы данных» при изучении основ информатики провели О.В. Карташева, С.В. Лаптева, Н.В. Сазонова и другие. Методические указания по обучению технологии работы с базами данных приведены в исследованиях Л.Н. Бахтияровой, С.И. Золотовой, Т.А. Левчук, Т.А. Никифоровой, И.И. Сильванович, Н.В. Софроновой и др.
Все отмеченные исследования рассматривают различные аспекты методики изучения систем управления базами данных (СУБД) в рамках школьной информатики. В то же время, несмотря на широкое использование баз данных в различных сферах жизни, вопросы их применения к конкретным областям профессиональной деятельности в содержании школьного курса информатики раскрыты недостаточно. ............