ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
Факультет Естественно-географический
Кафедра Химии и биохимии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Развитие мотивации школьников при изучении химии в условиях перехода к профильному обучению
Студент _________________________________________С.В. Жигалева
Руководители ____________________________________Э.Ю. Керимов
_________________________________________С.С. Качалина
К защите допустить. Протокол №____ от «_____»__________________2005 г.
Зав. кафедрой химии и биохимии ______________________М.Т. Генгин
Пенза, 2005 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Профильное обучение
1.1.1. Этапы профильного обучения
1.1.2. История возникновения профильного обучения
1.1.3. Развитие профильного обучения в дидактике
1.1.4. Развитие профильного обучения при преподавании химии
1.1.5. Реформа профильного обучения
1.2. Особенности формирования мотивация к изучению предмета
1.2.1. Понятие мотивации в психологии
1.2.2. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника
1.2.3. Возрастные особенности школьников при развитии мотивации
1.2.4. Мотивация учения в среднем школьном возрасте
1.2.5. Мотивация учения в старшем школьном возрасте
1.3. Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
1.3.1. Личность учителя
1.3.2. Средства обучения
1.3.3. Социализация
Глава 2. Методы исследования
2.1. Неэксперементальные методы
2.1.1. Наблюдение
2.2. Эмпирические методы
2.2.1. Анкетирование
2.2.2. Беседа с учителем
2.3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся
2.4. Теоретические методы
Глава 3. Изучение влияния педагогических условий на степень сформированности мотивации у школьников предпрофильных классов
3.1. Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов
3.2. Анализ влияния педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии в предпрофильных классах
Глава 4. Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии
Выводы
Литература
Приложение 1. Вопросы к беседе с учителем
Приложение 2. Вопросы анкеты учащихся
Приложение 3. Внеклассное мероприятие по химии в 7 классе
Введение
В условиях реформирования школьной системы образования, то есть в условиях перехода её на профильное обучение, школьникам уже в 9 классе приходится решать вопрос о выборе соответствующего профиля и, в конечном счете, о выборе будущей профессии.
Поэтому проблема формирования у школьников мотивации к изучению того или иного предмета в период предпрофильного обучения становится актуальной и важной задачей.
Своевременно сформированная мотивация снимает с учащихся напряжение, связанное с необходимостью выбора того или иного профиля, и сделает этот выбор осмысленным и оптимальным. Известно, что на формирование мотивации оказывают значительное влияние педагогические условия (профессиональные и личностные качества учителя, использование различных средств обучения, родители, социальная востребованность профессии и др.).
Исходя из вышеперечисленного, целью настоящей работы является выявление зависимости сформированности мотивации учащихся к изучению химии от педагогических условий организации педагогического процесса.
Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить наиболее значимые педагогические условия, определяющие мотивацию к изучению химии у учащихся девятых предпрофильных классов.
2. Раскрыть составляющие фактора наиболее значимых педагогических условий.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Теоретический этап: анализ психолого-педагогической литературы, разработка анкеты как основы исследования.
2. Экспериментальный этап: организация и проведение педагогического исследования с целью выявления сформированности мотивации у школьников при изучении химии в условиях перехода к профильному обучению.
3. Заключительный этап: сбор, обработка, анализ, интерпретация и обобщение результатов педагогического эксперимента, формулирование выводов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые выявлены особенности влияния педагогических факторов на формирование мотивации в условиях перехода на профильное обучение.
Практическая значимость: результаты работы могут быть полезны в системе среднего образования для повышения эффективности организации учебного процесса.
Апробация работы. Работа была апробирована на научной студенческой конференции (19 апреля 2005 года) ПГПУ им. ............