Часть полного текста документа: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. 5 1.1. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. 5 1.2. ВЗГЛЯД ФИЛОСОФОВ НА ПРОБЛЕМУ САМОСОЗНАНИЯ. 5 1.3. Проблема самосознания в психологии. 6 1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания. 6 1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания. 8 Структура самосознания. 9 Самооценка. 1.4. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 10 Вывод к первой главе............................................................13 ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА. 14 2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка. 14 2.2. Роль мышления в становлении самосознания. 15 2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка. 16 2.4.1. Семья. 16 2.4.2. Учитель и учащиеся. 2.4.3. Чувство взрослости. 18 2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее. 19 2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания. Вывод ко второй главе...........................................................22 Вывод к первой и второй главе...............................................22 ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24 3.1.Методика исследования..............................................25 3.2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики. 26 3.2.1.Социометрический срез, анкета и опросник "Мой класс.................................................................................................26 3.2.2. РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. 26 3.2.3. ТЕСТЫ НА САМООЦЕНКУ, САМООТНОШЕНИЕ. 28 3.2.4. ИДЕАЛ 29 ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА. 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32 БИБЛИОГРАФИЯ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................37 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь "ядром личности", самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознание решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы. Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. ............ |