Часть полного текста документа: РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА Организация труда и управление общественным производством становится для науки самостоятельным предметом изучения в тот момент, когда уровень развития производительных сил вступает в резкое противоречие со сложившейся системой производственных отношений. Наиболее явно это обнаружилось в эпоху перехода домонополистического капитализма в свою высшую, империалистическую стадию, т.е. период, когда складываются объективные предпосылки для зарождения научного менеджмента. Если представительной страной классического капитализма являлась в начале и середине XIX века Англия, то наиболее ярким выразителем всех характерных черт империализма в конце XIX - начале XX века выступают США. Именно здесь происходит обострение антагонистических противоречий, присущих обществу. Вторая половина XIX века - это эпоха значительных перемен в структуре и организации делового предпринимательства в США: создание огромных национальных и мультинациональных корпораций на транспорте и в промышленности, которые впитывали в себя все новое и передовое. Напротив, изменение организации труда в цехе и на предприятии происходило крайне медленно. В этом и состоит одно из противоречий, определивших необходимость возникновения "научного менеджмента". Однако в рамках самой фабричной системы, т.е. организации труда и управления на предприятии, обнаружилось не меньшее противоречие. Переход от ремесленного производства XVIII века к машинному производству XIX века происходило неравномерно, затянуто. Ко второй половине XIX века в основном и целом сформировалась система крупной промышленности, которую историки называют первой фабричной системой. К началу XX века она уже не удовлетворяла потребности общественного производства и не соответствовала последним достижениям науки и техники. Устарела и социальная организация труда на предприятии, центральной фигурой которой был мастер. Его власть была практически неограниченной: он отвечал за управление производством и себестоимость продукции, руководство персоналом. Мастер единолично нанимал и увольнял рабочих, продвигал их по службе или же понижал, контролировал систему обучения рабочих, распределение заданий, отвечал за соблюдение дисциплины, устанавливал часы работы, время присутствия и нормы выработки. Понятно, что его реальная роль в производстве немногим уступала управляющему. Промышленность США в XIX века создавалась в значительной мере за счет иностранных капиталов, хлынувших сюда в поисках высоких прибылей. Влияние европейских капиталов, технического опыта и мысли определяющим образом сказалось на развитии капитализма в этой стране, с одной стороны, существенно его стимулируя, а с другой - препятствуя ему. Развитие американского производства сдерживалось перегрузкой заводов лишним оборудованием, систематическим раздуванием штатов и расточением материалов, господством "военно-анархического" типа организации, характерного для старой фабричной системы, при которой "руководитель дает своим подчиненным совершенно произвольные задания и затем требует, чтобы они сами справлялись с ними, как знают". 1. Зарождение теории экономики и социологии труда В научной литературе принято выделять две основные школы, которые, возникнув раньше других, стали непосредственными предшественницами новейших теорий управления: школа "научного менеджмента", основоположником которой был Ф.Тейлор, и школа "человеческих отношений", возникновение которой связано с именами Э.Мэйо и Ф.Ротлисберга. ............ |