Часть полного текста документа: В начале девяностых годов множество демократов выступали против восстановления храма Христа Спасителя в Москве. Выступали со злобой, не стесняясь в выражениях. Досталось тогда всем сторонникам восстановления храма и особенно Лужкову. Это и понятно: храм Христа Спасителя - символ прежней России. Могучей и самобытной, идущей своим путем, а не смиренно топчущейся на задворках Запада, выпрашивающей очередную подачку. А все начиналось очень давно в необычной судьбе храма. Еще в декабре 1812 года, когда Александр I издал Высочайший манифест, в котором говорилось: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности, любви к Вере и Отечеству и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозящей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа. Да благословит Всевышний Начинание Наше! Да свершится оно! Да простоит храм многие веки!" Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сначала местом заложения храма были выбраны Воробьевы горы, которые всегда являлись одним из любимых мест русских царей. Храм предполагалось воздвигнуть высотой 110 саженей. 12 октября 1817 года, в тот самый день, когда французы за пять лет до того оставили Москву, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах в присутствии Александра I. Но через несколько лет работы были остановлены из-за того, что грунт оказался песчаным, а также по ряду других причин, связанных с трудностями возведения такого грандиозного сооружения. По велению Государя Императора (уже Николая I)в 1827 году комиссия, назначенная для постройки храма, была закрыта, а проект А.Л.Витберга был отнесен к числу несбыточных и неисполнимых. Вслед за закрытием комиссии два ее члена -А.Л.Витберг и Рунич - были преданы суду Московской уголовной палаты: они обвинялись в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казны. А.Л.Витберг был сослан в Вятку. Вновь созданный комитет утвердил новый проект -профессора К.А.Тона. Теперь место для храма выбрал сам Государь, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки, где до того времени находился Алексеевский женский монастырь. 10 сентября 1829 года состоялась новая торжественная закладка грандиозного храма. Архитектура его отличалась от византийского стиля легкостью и красотой форм и напоминала древние русские церкви. Внешние стены храма бы украшены рядом горельефов, исполненных из русского мрамора известными скульпторами Рамазановым, Логиновским и бароном Клодтом, которые трудились над ними в течении 20 лет. Выбор сюжетов для этих горельефов по Высочайшей воле был предоставлен митрополиту Филарету. Все входные двери (а их 12) были выполнены из бронзы, а украшали их изображения святых, отлитых по моделям известного скульптора графа Толстого. Паперти крылец были сделаны из финского мелкозернистого гранита темно-красного цвета, которым был облицован и наружный цоколь всего храма. В 1849 году был окончен самый большой купол храма, а в 1858 году наружные строительные леса сняли, и храм явился во всей своей красоте и грандиозности размеров. Внутри храм был облицован двумя сортами русских камней - Лабрадора и шошкинского порфира и пятью сортами разноцветных итальянских мраморов. Духовная живопись исполнена лучшими русскими художниками, и среди множества прекрасных произведений встречались просто образцовые, неповторимые. В 1982 году храм был совершенно готов, но освящение его состоялось только в 1883 году - в год коронации Государя Александра III. ............ |