Часть полного текста документа:Размышления по поводу одной критики В.И. Филатов, Омский государственный университет, кафедра философии С наступлением времен крутой российской демократии стало особо престижным подвергать уничтожающей критике марксизм, особенно его философскую основу. Цель этой критики заключается в показе неспособности данного учения объяснить изменившийся мир конца ХХ в., а также в подчеркивании особой ущербности марксистской философии, которая принципиально не дает возможности объяснить феномен человека. Больше того, эти критики утверждают, что онтология человеческой субъективности "не выразима в категориях марксистской философии, ибо у них "тканевая несовместимость" [1, с. 5]. А уж утверждать, что положение К. Маркса о сущности человека является истинным, по их мнению, "не лезет ни в какие рамки", особенно после широкой публикации работ Н.А. Бердяева и других русских философов конца XIX - начала XX вв. Основные аргументы, выставляемые против Маркса в работах критиков, заключаются в том, что в его концепции нет места феномену культуры и человек поэтому является абстрактным, т.к. сущность его "есть совокупность общественных отношений". Но давайте более внимательно посмотрим, насколько правы эти критики в своих утверждениях. Прежде всего отметим, что в современной мировой философии отчетливо наблюдается рост популярности марксизма. С. Хук, один из принципиальных противников марксизма, пишет: "Будущего историка интеллектуального развития человечества озадачит явление второй половины ХХ в. - второе пришествие Маркса. Во втором пришествии он выступает не в пыльном сюртуке экономиста, как автор "Капитала", и не как революционный санкюлот, вдохновенный автор "Коммунистического манифеста". Он является в одежде философа и нравственного пророка с радостными вестями о человеческой свободе, имеющими силу за пределами узких кругов класса, партии или фракции". Надо сказать, что обвиняют Маркса в абстрактности не впервые. Еще Э. Бернштейн называл закон стоимости, открытый Марксом, пустой абстракцией. Возражая ему, Роза Люксембург показала, что это действительно абстракция, которая, однако, живет не воображаемой, а реальной общественной жизнью, что она является осязаемой реальностью, что в образе денег ее "режут, куют, взвешивают, чеканят". Стремясь в своих теоретических трудах и в своей политической деятельности к максимальной конкретности, рассчитывая ход сложнейших общественных явлений, В.И. Ленин последовательно отстаивает существование "величайших абстракций". В "Философских тетрадях" он пишет: "Если истинное абстрактно, то оно не истинно. Здравый человеческий разум стремится к конкретному" [2, с. 221]. Действительно, абстрактное мышление К. Маркса перевело такие категории, как "стоимость", "сущность человека" из мира предчувствия в область непреодолимой исторической и логической осознанности. "Общество состоит не из индивидов,- пишет Маркс,- а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся" [3, т. 46, ч. 1, с. 214]. Общественные отношения трансформируют биологическую природу человека в социальную. Отсюда возникает особое социальное качество человека, неотделимое от общественных отношений. "Быть рабом,- продолжает Маркс,- или быть гражданином - это общественные определения, отношения человека А к человеку В. ............ |