Часть полного текста документа:Равновесная кривая для товара повседневного спроса С.Г.Светуньков Как получить четкое изображение равновесной кривой в пространстве? Предыдущий параграф я закончил тем, что выразил утверждение, будто бы такую кривую построить очень сложно. Так ли это? Для ответа на этот вопрос надо тщательно разобрать методику построения кривой и попытаться сделать такое построение. Методика построения равновесной кривой на графике, изображающем трехмерное пространство, такова. Изобразив в пространстве поверхность спроса таким образом, следует осуществить сечение поверхности спроса плоскостями постоянных доходов и получить при этом различные типы кривых спроса. Затем на каждую плоскость постоянных доходов наносится кривая предложения. Выше уже было показано, что эти кривые будут располагаться в пространстве параллельно друг другу. Точки пересечения кривых спроса и предложения на плоскостях постоянных доходов и представляют собой искомые точки равновесной кривой. Рисунок 1. Построение равновесной кривой в трехмерном пространстве (кривая изображена жирной линией). Остается только соединить их друг с другом отрезками прямых или плавными кривыми, и искомая равновесная кривая будет получена. На рисунке 1 полученная кривая изображена жирной линией. Я взял наиболее простой случай поверхности спроса, когда кривые спроса имеют классическую форму. И даже при этом полученный рисунок оказался достаточно сложен. Значительно более наглядно и более просто оказывается построить проекции равновесной кривой на плоскости. Рисунок 1 дает представления о том, как эти проекции будут располагаться, и что они будут собой представлять. Однако, следует сделать вначале одно важное замечание. Поверхность предложения относительно поверхности спроса может располагаться различным образом. А ведь именно их взаимное расположение и определяет характер равновесной кривой и ее форму. Для того, чтобы можно было учесть это обстоятельство, необходимо ввести новое понятие - линию максимального объема спроса. Линия максимального объема спроса - это линия, соединяющая точки, лежащие на поверхности спроса и имеющие для каждой конкретной величины дохода максимально возможное значение объема спроса. Линия максимальных объемов определяет тот объем потребления, выше которого потребление невозможно. Иначе говоря, линия максимального объема спроса характеризует наивысшие точки поверхности спроса, если под высотой понимать объемы. Поверхности спроса, как это было показано мною ранее, отличаются друг от друга в первую очередь тем, для какого товара они изображаются. Для товара повседневного спроса линия максимального объема будет представлять собой луч, выходящий на плоскости объем-доход из точки с координатами, соответствующими максимальному объему потребления Qmax и доходу Сtr, при котором интерес покупателя переключается на другой товар. Луч будет проходить параллельно линии пересечения поверхности спроса и плоскости цена-доход и никогда эту плоскость не пересечет. Координаты объема этого луча будут величиной постоянной. Если рассмотреть проекцию этого луча на плоскость цена-объем, то легко убедиться в том, что эта проекция параллельна оси цен (рисунок 2). Поверхность предложения, чья проекция на плоскость цена-объем представляется в виде кривой предложения, может располагаться тремя способами относительно линии максимальных объемов: - она может пересечь эту линию и с увеличением цены пройти выше линии; - она может достичь этой линии и далее с ростом цены совпасть с ней; - она может так и не достичь этой линии и при увеличении цены всегда располагаться ниже ее. ............ |