Расчеты между банком и его клиентом как особая форма безналичных расчетов
Головная боль банковских работников
Представим себе распространенную ситуацию: клиент пришел в банк для расчетов по кредитному договору. И желает это сделать со своего счета, открытого в этом же банке. Очевидно, первое, что ему нужно сделать, - это заполнить платежное поручение. Спрашивается: какой счет он должен указать в поле "Счет получателя"?
Банковский бухгалтер скажет: во-первых, это зависит от того, что он будет гасить, - основной долг, проценты или пеню, во-вторых, от того, просрочено обязательство или нет, в-третьих, от наличия пролонгаций (в результате которых основной долг может быть перенесен на другой ссудный счет), в-четвертых, от периодичности начисления процентов (когда часть полученных процентов может быть отнесена в кредит счета 474 27, а часть - в кредит счета 701 01) и т. д.
А как ответит на этот же вопрос клиент? Обязан ли он вообще разбираться в тонкостях банковского учета? Клиент наверняка скажет, что не обязан. И по большому счету будет прав. Более того, он не обязан всякий раз перед погашением кредита или уплатой процентов звонить в банк и интересоваться у работников кредитного отдела, изменился ли номер счета получателя. На первый взгляд, с точки зрения гражданского законодательства его обязанность вообще сводится только к тому, чтобы дать распоряжение банку о списании с его счета определенной суммы во исполнение определенных обязательств по кредиту (основного долга, процентов, штрафов, пени и т. д.). Как только клиент дал банку такое распоряжение, он должен считаться исполнившим эти обязательства. Более того, если кредитным договором предусмотрена очередность и сроки исполнения обязательств, то, казалось бы, достаточно указания одной только суммы.
На практике все выглядит гораздо прозаичнее. Банковским работникам (сотрудникам кредитных отделов и бухгалтерам) гораздо удобнее, когда каждый платеж соответствует одной проводке: проверил правильность расчета суммы, ввел проводку в базу - и готово. И, наоборот, гора проблем возникает, когда платеж осуществляется одной суммой - тут и необходимость самостоятельно рассчитывать в соответствии с очередностью, какая часть суммы должна быть отнесена на счета пени и процентов, какая - в счет погашения кредита; неясность с бухгалтерским учетом - на какой счет по кредиту первоначально относить общую сумму (проблема так называемых "транзитных" счетов), "рваный" остаток основного долга, если часть суммы ушла на проценты, и т. д.
Решаются данные проблемы просто: платежки возвращаются клиенту с требованием оформить, "как положено". В результате возникает абсурдная ситуация, когда банк-кредитор не хочет получить сегодня те деньги, которых завтра он может уже не дождаться. К тому же в результате предъявления требований к клиенту по надлежащему с точки зрения работников банка оформлению платежного поручения отношения с клиентом могут быть безнадежно испорчены, и банк от сотрудничества с ним получит совсем не тот результат, на который рассчитывал.
Неразбериха с расчетными документами
Теперь рассмотрим другой случай: банк сам списывает денежные суммы со счета клиента во исполнение обязательств клиента перед банком (например, плату за расчетно-кассовое обслуживание, тот же кредит, проценты по кредиту и т. ............