1. Расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей
1.1 Исходные данные
Таблица 1.1 – Исходные данные
Марка, модели подвижного состава
Списочное количество автомобилей
Количество дней эксплуатации в году
Среднесуточный пробег
Пробег с начала эксплуатации
Краз-260 12 253 160 1,75 – 2,0 Маз-5335 25 253 180 1,5 – 1,75 Камаз-5320 18 253 210 1,5 – 1,75 Климат холодный
Категория условий эксплуатации К1=3.
Таблица 1.2 – Нормы пробега подвижного состава до КР, периодичность и трудоемкость технического обслуживания (ЕО, ТО-1 и ТО-2)
Марка, модели подвижного состава
Пробег до КР , тыс. км
Периодичность ТО, км
Трудоемкость ТО () и ТР ()
Краз-260 160 2500 10500 0,45 3,7 16,1 6,8 Маз-5335 320 4000 16000 0,5 3,5 13,7 6,3 Камаз-5320 300 4000 16000 0,5 3,4 14,5 8,5
1.2 Корректирование пробега автомобиля до капитального ремонта (КР) и периодичности технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2
1.2.1 Пробег автомобиля до капитального ремонта для заданных условий эксплуатации, тыс. км
, (1.1)
где – нормативный пробег автомобиля до КР, км (таблица 1.2); , , – коэффициенты корректирования пробега автомобиля до КР, учитывающие категорию условий эксплуатации, модификацию автомобиля и климатические условия соответственно (таблицы 1.3, 1.4, 1.5).
Таблица 1.3 – Коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от категории эксплуатации
Категория условий эксплуатации Коэффициенты корректирования нормативов
периодичности ТО,
удельной трудоемкости ТР,
пробег до КР,
3 0,8 1,2 0,8
Таблица 1.4 – Коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы – К2
Модификация подвижного состава и организация его работы Коэффициенты корректирования нормативов
трудоемкости ТО и ТР,
пробег до КР,
Базовый автомобиль 1 1
Таблица 1.5 – Коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий
Характеристика района Коэффициенты корректирования нормативов
периодичности ТО,
удельной трудоемкости ТР,
пробега до КР,
Холодный 0,9 1,2 0,8
Краз-260: тыс. км;
Маз-5335: тыс. км;
Камаз-5320: тыс. км.
1.2.2 Периодичность технического обслуживания ТО-1, км
, (1.2)
где – нормативная периодичность ТО-1, км (таблица 1.2); – коэффициент корректирования периодичности ТО в зависимости от категории условий эксплуатации (таблица 1.3); – коэффициент корректирования периодичности ТО в зависимости от природно-климатических условий (таблица 1.5).
Краз-260: км;
Маз-5335: км;
Камаз-5320: км.
1.2.3 Периодичность технического обслуживания ТО-2, км
, (1.3)
где – нормативная периодичность ТО-2, км (таблица 1.2);
Краз-260: км;
Маз-5335: км;
Камаз-5320: км.
1.3 Корректирование пробегов LKP, LTO-1 и LTO-2 по среднесуточному пробегу lcc автомобиля
1.3.1 Ежедневное обслуживание, км
, (1.4)
Краз-260: км;
Маз-5335: км;
Камаз-5320: км.
1.3.2 Периодичность ТО-1, км
, (1.5)
где – целое число.
Краз-260: ,
Маз-5335: ,
Камаз-5320: ,
1.3.3 Периодичность ТО-2, км [2]:
, (1.6)
где – целое число.
Краз-260: ,
Маз-5335: ,
Камаз-5320: ,
1.3.4 Пробег до КР, км
, (1.7)
где – целое число.
Краз-260: ,
Маз-5335: ,
Камаз-5320: ,
1.4 Число КР, ТО и ЕО на один автомобиль за цикл эксплуатации до КР
1.4.1 Число КР,
, (1.8)
Краз-260: ;
Маз-5335:
Камаз-5320:
1.4.2 Число ТО-2,
, (1.9)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.4.3 Число ТО-1,
, (1.10)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.4.4 Число ЕО,
, (1.11)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.5 Определение коэффициента перехода от цикла к году
1.5.1 Число дней эксплуатации автомобиля за цикл равен количеству ежедневных обслуживаний до капитального ремонта
, (1.12)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
Таблица 1.6 – Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте
Подвижной состав
Простой в ТО и ТР на автопредприятии ДТО_ТР/1000 км
Простой в КР на специализированном ремпредприятии , дней
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 5 т и более 0,5 22
Краз-260: ;
Маз-5335:
Камаз-5320: .
1.5.2 Дни простоя автомобиля в ТО-2, ТР и КР за цикл,
, (1.14)
где – продолжительность простоя автомобилей в техническом обслуживании ТО-2 и текущем ремонте, дни/1000 км (таблица 1.6); – коэффициент корректирования продолжительности простоя автомобилей в техническом обслуживании и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации (таблица 1.7).
Таблица 1.7 – Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта и продолжительности простоя в техобслуживании и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР, .
1,75 – 2,0 1,9 1,3 1,5 – 1,75 1,6 1,3 1,5 – 1,75 1,6 1,3
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.5.3 Коэффициент технической готовности,
, (1.15)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.5.4 Годовой пробег автомобиля, , км
, (1.16)
где - количество рабочих дней предприятия в году.
Краз-260: км;
Маз-5335: км;
Камаз-5320: км.
1.5.5 Коэффициент перехода от цикла к году,
, (1.17)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.6 Расчет годовых количеств КР, ТО и ЕО на весь парк автомобилей одной марки
1.6.1 Число КР за год,
, (1.18)
где - списочное количество автомобилей.
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.6.2 Число ТО-1 за год,
, (1.19)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.6.3 Число ТО-2 за год,
, (1.20)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.6.4 Число ЕО за год,
, (1.21)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.7 Расчет числа динамических воздействий Д-1 и Д-2 на весь парк за год
1.7.1 Число Д-1 за год,
, (1.22)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.7.1 Число Д-2 за год,
, (1.23)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.8 Определение суточных программ ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2
1.8.1 Суточная программа ЕО,[2]:
, (1.24)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.8.2 Суточная программа ТО-1,
, (1.25)
Краз-260:
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.8.3 Суточная программа ТО-2,
, (1.26)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.8.4 Суточная программа по диагностике Д-1:
, (1.27)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.8.5 Суточная программа по диагностике Д-2,
, (1.28)
Краз-260: ;
Маз-5335: ;
Камаз-5320: .
1.9 Расчет годового объема работ ЕО, ТО и ТР на один автомобиль
1.9.1 Трудоемкость ежедневного обслуживания одного автомобиля, , чел.-ч
. (1.29)
где - нормативная трудоемкость ЕО, чел.-ч (таблица 1.2); - коэффициент корректирования нормативов трудоемкостей ЕО, ТО и ТР в зависимости от размера предприятия и количества технологически совместимых групп подвижного состава (таблица 1.8); - коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости ЕО за счет механизации работ (=0,55).
Таблица 1.8 – Коэффициент корректирования нормативов трудоемкостей ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей и количества совместимых групп подвижного состава
Количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на автотранспортном предприятии Количество технологически совместимых групп подвижного состава 55
=1,2
Краз-260: чел·ч;
Маз-5335: чел·ч;
Камаз-5320: чел·ч.
1.9.2 Трудоемкость работ ТО-1 одного автомобиля, , чел·ч
, (1.30)
где - нормативная трудоемкость работ ТО-1, чел·ч (таблица 1.2).
Краз-260: чел·ч;
Маз-5335: чел·ч;
Камаз-5320: чел·ч.
1.9.3 Трудоемкость работ ТО-2 одного автомобиля, , чел·ч
. (1.31)
где - нормативная трудоемкость работ ТО-2, чел·ч (таблица 1.2).
Краз-260: чел·ч;
Маз-5335: чел·ч;
Камаз-5320: чел·ч.
1.9.4 Удельная трудоемкость работ ТР на один автомобиль, , чел·ч
. (1.32)
где - нормативная удельная трудоёмкость ТР, чел-ч/1000 км (таблица 1.2); - коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, природно-климатические условия, пробег автомобиля с начала эксплуатации (таблицы 1.3, 1.5, 1.7).
Краз-260: чел·ч;
Маз-5335: чел·ч;
Камаз-5320: чел·ч.
1.10 Расчет годового объема работ ЕО, ТО, СО и ТР на один автомобиль
1.10.1 Годовая трудоемкость работ ЕО на весь парк автомобилей данной марки, , чел·ч
. (1.33)
Краз-260: чел·ч;
Маз-5335: чел·ч;
Камаз-5320: чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость ЕО на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.10.2 Годовая трудоемкость работ ТО-1 на весь парк автомобилей данной марки, , чел·ч
. (1.34)
Краз-260: чел·ч;
Маз-5335: чел·ч;
Камаз-5320: чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость ТО-1 на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.10.3 Годовая трудоемкость сезонного обслуживания (СО) автомобилей, , чел·ч
. (1.35)
где – доля трудоемкости сезонного обслуживания при выполнении очередного ТО-2, совмещенного с СО, ().
Краз-260: чел·ч;
Маз-5335: чел·ч;
Камаз-5320: чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость СО на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.10.4 Годовая трудоемкость работ ТО-2 на весь парк автомобилей данной марки, , чел·ч
, (1.36)
Краз-260: чел·ч;
Маз-5335: чел·ч;
Камаз-5320: чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость ТО-2 на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.10.5 Годовая трудоемкость работ ТР всего парка автомобилей, , чел·ч
. (1.37)
Краз-260: чел·ч;
Маз-5335: чел·ч;
Камаз-5320: чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость ЕО на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.11 Распределение годовых трудоемкостей ТО-1 и ТО-2 по видам работ
1.11.1 Распределение трудоемкости ТО-1
Для распределения используется общая зависимость, , чел·ч, [2]:
, (1.38)
где - трудоемкости отдельных видов работ ТО-1, чел·ч; - доли отдельных видов работ согласно нормам распределения ТО-1, % (таблица 1.9)
Таблица 1.9 – Примерное распределение годовой трудоемкости ТО-1 и ТО-2 по видам работ, %
Наименование и обозначение трудоемкостей видов работ и долей от годовой трудоемкости .
Доли трудоемкости для различных типов подвижного состава
ТО-1 ТО-2
Диагностические и
9 8
Крепежные и
35 35
Регулировочные и
11 18
Смазочные, заправочные и очистительные и
21 16
Электротехнические и
12 10
Обслуживание системы питания и
4 10
Шинные и
8 3
Кузовные и
- -
Диагностические работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Крепежные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Регулировочные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Смазочные, заправочные и очистительные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Электротехнические работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Работы по обслуживанию системы питания, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Шинные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч.
1.11.2 Распределение трудоемкости ТО-2
Для распределения используется общая зависимость, , чел·ч
, (1.39)
где - трудоемкости отдельных видов работ ТО-2, чел·ч; - доли отдельных видов работ согласно нормам распределения ТО-2, % (таблица 1.9)
Диагностические работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Крепежные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Регулировочные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Смазочные, заправочные и очистительные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Электротехнические работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Работы по обслуживанию системы питания, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Шинные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч.
1.12 Годовая трудоемкость работ по самообслуживанию автопредприятия, , чел·ч
Годовая трудоемкость работ по самообслуживанию автопредприятия находится по формуле, , чел·ч, [2]:
, (1.40)
где – коэффициент самообслуживания, зависящий от количества технологически совместимых групп подвижного состава, ( %)
чел·ч.
1.13 Распределение работ самообслуживания по видам
1.13.1 Используется общая зависимость, , чел·ч, [2]:
, (1.41)
где - трудоемкости отдельных видов работ самообслуживания, чел·ч; - доли отдельных видов работ самообслуживания согласно нормам распределения, %.
Номенклатура трудоемкостей отдельных видов работ по самообслуживанию и их долей (в %) от общей годовой величины ТСАМ принимается в обозначениях из таблицы 1.10.
Таблица 1.10 – Распределение трудоемкости работ самообслуживания по видам, %
Наименование и обозначение трудоемкостей отдельных видов самообслуживания
Обозначение долей отдельных видов работ от годовой трудоемкости
Доли трудоемкости , %
Электромеханические
25
Механические
10
Слесарные
16
Кузнечные
2
Сварочные
4
Жестяницкие
4
Медницкие
1
Трубопроводные (слесарные)
22
Ремонтно-строительные и деревоотделочные
16
Электромеханические работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Механические работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Слесарные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Кузнечные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Сварочные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Жестяницкие работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Медницкие работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Трубопроводные (слесарные) работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Ремонтно-строительные и деревоотделочные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
1.14 Распределение постовых работ ТР по видам
1.14.1 Для определения трудоемкости работ на отдельных постах используется общая зависимость, , чел·ч
, (1.42)
где - доли отдельных видов постовых работ ТО, согласно нормам распределения, %.
Номенклатура постовых работ и их доли от годового объема работ ТР () принимаются в обозначениях таблицы 1.11.
Таблица 1.11 – Распределение годовой трудоемкости ТР на постовые работы
Виды работ Доли трудоемкости постовых работ для подвижного состава, % Диагностические 1,75 Регулировочные 1,25 Разборочно-сборочные 34,5 Сварочно-жестяницкие 1,5 Малярные 5 Итого: 44
Диагностические работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Регулировочные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Разборочно-сборочные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Сварочно-жестяницкие работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Малярные работы, , чел·ч, [2]:
чел·ч;
Суммарная трудоемкость постовых работ чел·ч;
1.15 Распределение трудоемкости работ ТР по участкам
Так как расчетная трудоемкость работ по самообслуживанию не превышает 10000 чел∙ч, то для распределения работ ТР по участкам предусматривается добавление к некоторым из них трудоемкостей сходных работ самообслуживания предприятия. ............