Часть полного текста документа:Рабство в Римской Испании Смирин В.М. Свидетельства источников (в основном эпиграфических) о рабах и отпущенниках римской Испании достаточно обильны (хоть и не идут в сравнение с италийским материалом). Основная их часть сведена в книге X. Мангаса1. Его свод, требуя коррективов и дополнений2, должен тем не менее служить отправным пунктом для каждого обращающегося к теме. Проблемы, связанные с этим материалом, в основном не специфичны для Испании. Назовем из них две. Первая - отбор материала3. Для лиц, упомянутых в надписях, только прямое обозначение "servus/serva" или "ancilla" может служить неоспоримым признаком рабского статуса. Ни характер имени4, ни даже такие слова, как "verna" или "alumnus", взятые вне контекста, формального критерия не дают. Часто рабский (или отпущеннический) статус того или другого лица можно лишь предполагать с большей или меньшей вероятностью. Но отказываться от использования небесспорных данных, на наш взгляд, не стоит. Это обеднило бы картину, тем более что споры о статусе отдельных лиц были хорошо известны и самой жизни римского общества5. Вместе с тем в кратком очерке не может найти применения немалая доля бесспорного материала, и это связано с другой проблемой - проблемой "невыразительной" надписи, содержащей минимум прямой информации. Пути к использованию таких надписей можно искать, но настоящий очерк (как и работа Мангаса) остается в пределах первого приближения к материалу. Поэтому нет здесь и попытки детализованной дифференциации наших данных - хронологической (основной материал относится к I-III вв. н.э.)6 и географической. * * * Испания, видимо, уже в начале I тыс. до н. э. была знакома с выходцами из Финикии и Эгейского бассейна, а значит, и с более развитыми обществами. Позднее здесь действовали, основывая колонии, и греки, и карфагеняне. К появлению в Испании римлян рабство там было достаточно распространено. (Вспомним хотя бы о сагунтянах, распроданных Ганнибалом в рабство по всей Испании.- Liv., 28, 29.) Интересны свидетельства о каких-то формах коллективного "рабства" в доримской Испании. Надпись, видимо, I в. до н.э. (CIL, II, 5041 = Dessau, 15 = D'Ors. EJER, № 12) сохранила для нас текст (или изложение) пропреторского эдикта Эмилия Павла (189 г. до н.э.) об освобождении рабов города Гасты (Hastensium servei), которые населяли крепость Ласкуту, "владея городом (oppidum) и землей". Подобные архаические формы зависимости7 в ходе романизации упразднялись, а частью, возможно, сближались с обычным рабством (к которому их приравнивали уже сами акты освобождения8). Рабы города (обычные, впрочем, и по всей империи) и gentilitatis нередки и в надписях императорского времени. Освоение Испании римлянами проходило в войнах (и не только завоевательных - гражданские войны Рима I в. до н.э. не оставили в стороне и Испанию). Сопровождаясь массовыми порабощениями и продажами9 (а иногда и, напротив, отпусками на волю) коренных жителей, притоком нового населения (в частности, и рабского), выводом колоний и распространением городского строя, эти события составили более чем двухвековую эпоху, изменившую лицо страны. Заключительным этапом завоевания стали войны с кантабрами и астурами (29-19 гг. до н.э.). Гораций не раз упоминает кантабров, "непривычных к римскому игу", а затем "наконец-то укрощенных и порабощенных" (Carm., II, 6; III, 9 и др.). ............ |