Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ростовской области
"Ростовский колледж искусств"
Отделение "Оркестровые струнные инструменты"
Реферат
Работа над малой формой в старших классах детской музыкальной школы
на примере "Вокализа" Н. Ракова
по предмету "Педагогическая подготовка"
Ростов-на-Дону 2009
Содержание
Введение
1. Этапы работы над малой формой в старших классах ДМШ
2. Исполнительский анализ и методические рекомендации по изучению пьесы Н. Ракова "Вокализ"
Библиографический список
Введение Учащийся формируется как музыкант в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Основой обучения является работа над произведением. Именно здесь учащийся приобретает знания, умения и навыки, необходимые для его дальнейшего развития, и главное, умение самостоятельно изучать произведение.
Несмотря на многообразие произведений, работа над ними основывается на общих принципах. Весь процесс работы можно разделить на три этапа, которые в практике тесно связаны между собой:
знакомство с произведением (разбор);
освоение выразительных средств;
работа над художественным содержанием произведения.
Эти этапы работы рассматриваются в реферате на примере "Вокализа" Н. Ракова.
Николай Васильевич Раков - композитор, народный артист РСФСР (1975) - родился 14 марта 1908 в Калуге. В 1930 окончил Музыкальный техникум им.А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов в Москве по классу скрипки у А.А. Берлина, в 1931-Московскую консерваторию по классу композиции Р.М. Глиэра. В 1920-1924 скрипач и пианист Губполитпросвета в Калуге, в 1924-1930 выступал как скрипач и пианист в кинотеатрах, театрах и концертных залах Москвы и других городов. В 1933-1934 преподаватель Московского областного музыкального техникума. С 1932 ассистент, с 1935 доцент, с 1943 профессор Московской консерватории. С 1949 выступает как дирижер. Автор учебного пособия "Задачи по инструментовке" (М., 1975). Лаурат Государственной премии СССР (1946).
1. Этапы работы над малой формой в старших классах ДМШ На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении и эмоциональное восприятие его в целом. Содержание работы - знакомство с материалами о произведении и знакомство с самим произведением.
Прежде всего, педагог должен рассказать учащемуся о создателе произведения, об эпохе, в которую оно возникло, о стилистических особенностях письма и требуемой манере исполнения; характере произведения, его форме, основных темах. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя для иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении или записи. Учащимся старших классов можно порекомендовать литературу о композиторе или произведении.
Затем необходимо проиграть произведение с начала до конца по возможности без длительных остановок. Во время игры необходимо обращать внимание на указания темпа, динамики, штрихов.
Большую помощь при начальном проигрывании оказывает дирижирование педагога, которое помогает понять характер произведения. Примерно такое же значение имеет совместное исполнение пьесы учащимся с педагогом. ............