ТЕМА: «Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста»
Факультет коррекционной педагогики
Группа 552-41 (логопед)
Некрасова Надежда Владиславовна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I Глава. Теоретические вопросы формирования лексико-грамматического строя речи слабослышащих детей дошкольного возраста.
1.1 Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического строя речи.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей дошкольного возраста.
1.3 Особенности овладения лексико-грамматическим строем речи слабослышащими детьми.
Выводы
II Глава Экспериментальная работа по формированию лексико-грамматического строя речи слабослышащих детей дошкольного возраста.
2.1 Анализ состояния лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста.
2.2 Характеристика комплексных упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста.
2.3. Анализ экспериментальной работы по лексико-грамматическому строю речи у слабослышащих детей дошкольного возраста.
Выводы
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков (интенсивности, частоты, длительности), обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, фраз.
В детском возрасте как выраженная, так и минимальная патология в слуховом анализаторе может значительно осложнить овладение языковыми средствами. Влияние выраженных первичных нарушений в центральном отделе слухового анализатора при лексико-грамматическом нарушении речи глубоко изучалось в логопедии (Е.Н. Винарская, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Влияние патологии в периферическом отделе слухового анализатора на речевое развитие при глухоте и тугоухости всесторонне исследовалось в сурдопедагогике (И.Г. Багрова, В.И. Бельтюков, P.M. Боскис, К.А. Волкова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Э.В. Миронова, Л.В. Нейман, Т.В. Пелымская, Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, Н.Д. Шматко и др.).
Данные исследований нашли отражение в теоретическом обосновании широкого спектра методик, направленных на диагностику, реабилитацию и интеграцию в речевую среду детей со снижением периферического слуха (от 30-35 до 90 дБ) при тугоухости.
Признано, что в логопедические группы дошкольных учреждений принимаются дети, имеющие речевые нарушения, нормальный слух и интеллект (Б.М. Гриншпун, Г.И. Жаренкова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.). В то же время в данных учреждениях прослеживается четкая тенденция к росту числа детей со сложными речевыми нарушениями.
Незначительное понижение слуха на 15-20 дБ, в том числе и кратковременное, в сензитивных периодах развития ребенка влияет как на формирование его речи, так и всей личности (В.И. ............